Программа развития муниципального образования – это специально разрабатываемый и реализуемый системой органов и должностных лиц муниципального управления программный документ, сосредотачивающий в своем содержании цели, задачи, основные мероприятия социально-экономического развития на долгосрочный период, а также определяющий перечень и объем ресурсов и ответственных за их использование субъектов для реализации мероприятий программы.
Значение программы развития муниципального образования
Конституционным и специальным законодательством в сфере управления местными сообществами местное самоуправление рассматривается как необходимый демократический институт, который обеспечивает самостоятельность муниципального образования в определении направлений реализации собственного развития. При этом на практике муниципальные образования сталкиваются со значительными сложностями при реализации возложенных на них полномочий, поскольку не имеют достаточного собственного финансирования. Так, в частности, налоговые доходы и доходы от использования имущества, составляющего муниципальную собственность, не покрывают расходные обязательства муниципальных бюджетов, и потому благосостояние муниципального образования во многом зависит от поддержки, направляемой ему из федерального и регионального бюджетов.
Кроме того, в последнее время в отечественной практике наблюдается негативная тенденция расширения собственных полномочий муниципального образования при сокращении финансирования его расходных обязательств.
При этом здесь необходимо отметить, что наличествуют муниципальные образования, которые обладают необходимым потенциалом для реализации собственного социально-экономического развития.
Такое развитие реализуется на основании специальных программ, разрабатываемых и реализуемых на местном уровне. Стратегии и программы управления развитием широко используются и на других уровнях публично-правовых образований. Такой подход представляется перспективным и эффективным, что, в частности подтверждается практикой развитых государств, поскольку он позволяет увязать ресурсы бюджета с конкретными целями развития на определенный период.
Содержание программы развития муниципального образования
В соответствии с положениями специального законодательства в сфере государственного прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития в России, а также положениями специального закона, определяющего общие принципы организации местного самоуправления в стране, полномочиями по разработке, утверждению и организации осуществления планов и программ социально-экономического развития муниципальных территорий наделены муниципальные органы любого вида муниципального образования.
Программа социально-экономического развития муниципальной территории представляет собой план и содержание деятельности должностных лиц и органов муниципального управления по обеспечению социально-экономического развития муниципальных территорий с указанием:
- целей и задач преодоления проблем социально-экономического развития исходя из текущего состояния конкретной муниципальной территории, потенциала ее развития;
- основных направлений и мероприятий развития муниципальной территории, привязанных к определенным срокам;
- ответственных за реализацию программы субъектов управления, в частности конкретизации их полномочий по организации производства работ, оказания услуг, выпуска продукта для обеспечения соответствующих задач социально-экономического развития.
Необходимо отметить, что разработка программ социально-экономического развития муниципальной территории должна иметь научную обоснованность и оцениваться с точки зрения возможности практической реализации конкретных мероприятий для достижения поставленных целей и задач. Поэтому на стадии разработки программы развития муниципальной территории необходимо привлекать специалистов в конкретной сфере публичного управления, а также население для установления социальных запросов в управляемой сфере. Это позволит выработать наиболее эффективные мероприятия, отвечающие социальным запросам и задачам публичного управления, создать систему партнерских отношений для совместного с институтами гражданского общества, населением, отдельными индивидами, а также субъектами частного бизнеса, решения задач развития муниципальной территории.
Кроме того, важнейшую роль в эффективности программы развития муниципальной территории играют контрольные мероприятия в отношении ее эффективности. При этом контроль эффективности реализации программы развития должен осуществляться, как на отдельных стадиях, в отношении отдельных мероприятий, так и по завершении программы в целом. Это позволяет вносить необходимые корректировки в мероприятия программы, повышая тем самым ее эффективность.
Проблемы разработки эффективных программ развития муниципального образования
Анализ программ развития муниципального образования позволяет выявить такие проблемы их разработки как формальный подход, в частности, в качестве основных целей социально-экономического развития местного сообщества большинством муниципальных образований называются следующие:
- обеспечение роста благосостояния и качества жизни местного населения;
- обеспечение реализации гарантий в социальной сфере;
- повышение качества образовательных, медицинских, культурных и иных услуг и др.
Такие формулировки носят общий характер, не связаны с текущим состоянием социально-экономического развития конкретной муниципальной территории, и потому не могут выступать основой для разработки эффективных мероприятий развития.
Кроме того, во многих программах отсутствует разработка должного финансового обеспечение мероприятий, что, в свою очередь, приводит к тому, что большинство мероприятий, предусмотренных программой, остаются нереализованными.
Для преодоления названных трудностей необходима разработка и внедрение методологической базы для разработки и реализации программ муниципального развития.