Профессиональная культура в государственном управлении - это совокупность требований, принципов, особенностей осуществления профессиональной деятельности в системе государственного управления.
Основы исследования профессиональной культуры государственного управления
Общество предъявляет высокие требования к эффективности государственного управления, что актуализирует значимость профессиональной культуры в системе государственного управления.
Научные исследования рассматривают множество дефиниций профессиональной культуры государственной службы, в совокупности формирующих социоинтегральный феномен государственного управления. К числу исследователей профессиональной культуры в системе государственной службы можно отнести О. Конта, Г. Зиммеля, М. Вебера, Г.Э. Дюркгейма, Т. Парсонса.
Каждый из указанных ученых предлагает свой собственный взгляд на профессиональную культуру государственного управления. О. Конт полагал, что прогресс культуры характеризуется кумулятивным характером. Согласно Зиммелю в качестве объективных аспектов культуры выступает разнообразие культурных форм и богатство, которым располагает общество. В субъективном аспекте профессиональная культура представляет собой ту часть культуры, которую способен освоить государственный служащий. По мнению Макса Вебера, профессиональная культура находится в неразрывной связи с ценностями каждого государственного служащего.
Т. Парсонсом была разработана модель, характеризующая взаимосвязь организационной культурой и результатов деятельности управленческого персонала. В состав этой модели были включены такие компоненты, как достижение целей, адаптация, легитимность, интеграция.
И. Ансофф рассматривал профессиональную культуру в организационно-управленческого контексте, в качестве фактора, способного оказывать влияние на эффективность управления.
К исследованию управления профессиональной культурой государственной службы обращались и российские ученые, к числу которых можно отнести Г.Л. Купряшина, К. Мамедова, А.А. Деркача и так далее.
Понятие профессиональной культуры государственного управления
Множество исследований профессиональной культуры государственного управления не обеспечило формирования единого понятия этой культуры.
В наиболее обобщенном виде профессиональная культура государственного управления – это комплекс норм и ценностей служебного поведения, которые разделяются государственными служащими и выступают в качестве показателя состояния государственного управления.
Ценности и нормы профессионального поведения обеспечивают формирование стилей поведения, коммуникативных особенностей общения, мировоззренческих установок, образа мышления и иных характеристик государственных служащих.
Лица, осуществляющие государственное управление, должны отвечать определенным требованиям, сформированным законодательством Российской Федерации. Согласно требованиям законодательства компетентность и профессионализм государственных служащих являются одним из важнейших требований к осуществлению деятельности в сфере государственного управления.
Характеристика императивного профессионального поведения государственных служащих
Российское законодательство устанавливает следующие состав императивов профессионального поведения государственных служащих:
- во-первых, добросовестное исполнение должностных обязанностей государственного служащего, высокий профессиональный уровень государственных служащих;
- во-вторых, признание, защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека, составляющие содержание и смысл профессиональной деятельности государственных служащих;
- в-третьих, осуществление профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с компетенциями, установленными законодательством Российской Федерации для каждого органа государственного управления;
- в-четвертых, обеспечение равного и беспристрастного отношения ко всем гражданам и хозяйствующим субъектам, невозможность оказания предпочтений каким-либо религиозным или общественным объединением, социальным и профессиональным группам, недопущение предвзятости;
- в-пятых, отказ от совершения действий, обусловленных влиянием имущественных, личных и других интересов, а также способных препятствовать добросовестному исполнению должностных обязанностей государственных служащих;
- в-шестых, соблюдение ограничений, установленных федеральным законодательством в отношении государственных служащих;
- в-седьмых, соблюдение нейтральности, не допускающее влияние на профессиональную деятельность государственных служащих религиозных, политических, иных факторов;
- в-восьмых, недопущение поступков, способных опорочить достоинство и честь государственного служащего;
- в-девятых, проявление корректности в отношениях с гражданами и хозяйствующими субъектами;
- в-десятых, проявление уважения к национальным традициям и нравственным обычаям;
- в-одиннадцатых, учет культурных и иных особенностей социальных и этнических групп, конфессий и так далее.
Профессиональная культура государственного управления предполагает установление ряда запретов в отношении государственных служащих, к числу которых можно отнести запрет на осуществление предпринимательской деятельности через доверенных лиц или лично, получение вознаграждения от граждан или хозяйствующих субъектов в связи с исполнением должностных обязанностей, использование преимуществ должностного положения для лоббирования политических интересов, предвыборной агитации и так далее.
Профессиональная культура государственного управления также включает ряд финансовых требований, как к самим государственным служащим, так и к их супругам, несовершеннолетним детям. В частности, к числу таких запретов можно отнести запрет на возможность открытия и наличия счетов и вкладов в иностранных банках, владение и пользование иностранными финансовыми инструментами и так далее.