Проектный подход в административно-государственном управлении – это технология разработки и осуществления управленческих решений, предполагающая ориентацию на социально полезный результат посредством увязывания имеющихся и привлекаемых ресурсов с конкретными методами, инструментами и мероприятиями достижения прогнозируемых параметров развития соответствующей сферы публичного управления.
Значение проектного подхода в административно-государственном управлении
Прежде всего, необходимо отметить, что проектное управление представляет собой относительно новую для отечественной системы публичного управления технологию, пришедшую на смену унаследованному от Советского Союза затратному способу управления, который предполагал распределение финансовых ресурсов между элементами системы публичного управления исходя из установленных нормативов их деятельности.
Проектное же управление предполагает качественно новый подход к организации публичного управления, в том числе его финансовому обеспечению. Проектное управление ориентировано на результат, на запрос населения и дает должностным лицам и органам публичного управления свободу в определении методов, инструментов и мероприятий для решения задач публичного управления.
Проект опосредует уникальное творческое решение конкретной задачи публичного управления, которое требует определения перечня мероприятий и аккумулирования ресурсов для их осуществления и достижения прогнозируемых параметров социально-экономического развития.
Таким образом, проектный подход предполагает возможность прямого контроля эффективности использования ресурсов для решения четко сформулированных задач публичного управления. Такой подход наиболее полно соответствует задачам демократического управления, поскольку делает управленческие процессы прозрачными и открытыми и облегчают общественный контроль над эффективностью публичного управления.
Более того, использование проектного подхода в административно-государственного управлении позволяет выработать положительный опыт управления, то есть отбирать инструменты и мероприятия, реализация которых позволила достичь позитивных результатов, для их использования в последующем для эффективного решения аналогичных задач публичного управления.
При этом необходимо отметить, что проектное управление характеризуется определенными сложностями, например, сложностями при выборе параметров оценки социальной полезности реализуемого проекта. Это связано с тем, что всякое общественное явление претерпевает на себе влияние значительного числа внешних и внутренних факторов и, соответственно, изменение общественного явления может быть вызвано разнообразными факторами. Для оценки эффективности проектов публичного управления (конкретной стратегии или программы) большое значение имеет определение того, что именно повлияло на общественное явление – целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по использованию бюджетных ресурсов для реализации запланированных мероприятий в конкретной сфере публичного управления или иные факторы.
Положительной характеристикой указанного подхода является то, что управление больше не рассматривается положительно, если выполнены определенные формальные мероприятия управления, напротив, реализация конкретной стратегии или программы оценивается положительно только в том случае, если посредством выполнения запланированных мероприятий достигнуты социально полезные результаты. Когда же мероприятия реализованы, бюджетные средства израсходованы, но это не повлекло социально полезного эффекта, проект следует признать неэффективным.
Содержание проектного подхода в административно-государственном управлении
Проектный подход в административно-государственном управлении опосредует специальную деятельность должностных лиц и органов публичного управления по:
- планированию и прогнозированию социально-экономического развития конкретной территории или изменения конкретной сферы общественной жизни для обеспечения благосостояния населения, прав личности, реализации ее потенциала;
- выявлению и исследованию управленческой проблемы в соответствующей сфере общественной жизни;
- определению целей и задач преодоления управленческой проблемы;
- определению перечня и объема ресурсов, которые могут быть направлены на решение управленческой проблемы;
- разработке методов, инструментов и мероприятий, посредством которых за счет определенного перечня и объема ресурсов могут быть достигнуты плановые параметры позитивных социально-экономических преобразований;
- непосредственной реализации мероприятий проекта ответственными субъектами;
- реализации контрольных процедур по оценке эффективности реализации программы и отдельных ее мероприятий.
В качестве основного параметра эффективности разработки проекта в административно-государственном управлении (соответствующей стратегии или программы) является последующая эффективная реализация такой программы.
Одним из важнейших инструментов оценки эффективности проектного метода выступают контрольные мероприятия в отношении целевого использования ресурсов, направленных на финансирование проекта.
Важнейшим параметром эффективности осуществления проекта в административно-государственном управлении выступает достижение тех социально полезных целей, для которых разрабатывалась программа. При этом контроль эффективности осуществляется как в рамках отдельного мероприятия, так и в рамках комплекса мероприятий, проекта в целом. Это позволяет при выявлении факторов неэффективности внести необходимые корректировки в содержание проекта или отказаться от его реализации.
Итак, проектный подход позволяет ориентировать государство на социальные потребности общества и оценивать систему публичного управления, исходя не из объема тех мероприятий, которые реализуются должностными лицами и органами власти, а из тех социально полезных результатов, которые такими мероприятиями достигаются.