Проектирование в государственном и муниципальном секторе
Проектирование государственных и муниципальных организаций – это метод осуществления управленческой деятельности для решения стратегических задач в обстоятельствах ограниченности времени и ресурсов с целью достижения запланированных результатов и реализации поставленных целей.
Российское общество переживает сегодня значительные перемены – фактически происходит выстраивание новой экономики, нового рынка, становление институтов гражданского общества и, как следствие выстраивание нового механизма публичного управления, который способен действовать эффективно, наиболее полно обеспечивать потребности населения и социально-экономического развития территорий.
Одним из активно внедряемых сегодня в сферу публично-правового управления инструментов является так называемое проектирование (или проектное управление), которое давно уже используется бизнес-структурами, но является относительно новым для государства и муниципалитетов.
Так, важность формирования механизма эффективного осуществления проекта в государственном секторе отмечается на самом высоком уровне. Глава государства в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ неоднократно определял развитие проектного управления как необходимое направление совершенствования механизма государственного управления. Указанное предопределено, прежде всего, реформированием бюджетной системы, которое в самом общем виде можно охарактеризовать как переход к выстраиванию бюджета, ориентированного на результат, и впоследствии – переход к бюджету программному, когда бюджет строится исходя из необходимости финансирования конкретных программ социально-экономического развития. Сегодня в отечественной практике уже созданы и функционируют механизмы, обеспечивающие связь размеров бюджетного финансирования с достигнутыми органами публичного управления соответствующего уровня, показателями их деятельности. Проектное структурирование расходов бюджета сегодня применяется на всех уровнях бюджетной системы, что требует создания эффективного механизма проектного управления.
Специфика проектирования государственных и муниципальных организаций
Совершенствование государственной и муниципальной службы и организационной структуры и функционирования механизма публичного управления являются приоритетными направлениями развития государства и муниципалитетов.
Очевидно, что эффективность функционирования государственной и муниципальной системы управления напрямую связана с эффективной организацией структуры государственных и муниципальных органов, учреждений и предприятий, когда каждый элемент функционирует для достижения общих целей.
Проектирование государственных и муниципальных организаций предполагает, прежде всего, проектирование их организационной структуры.
Организационная структура государственных и муниципальных предприятий должна решать следующие задачи:
- обеспечивать порядок в организации;
- обеспечивать мониторинг эффективности деятельности сотрудников и процедуры усиления ответственности служащих;
- предотвращать конфликты между служащими между служащими и потребителями государственных и муниципальных услуг;
- подтверждать соответствие или необходимость замены руководства подразделений или организации в целом;
- оптимизировать управленческую структуру организации в ответ на изменения внешней среды.
К числу наиболее распространенных организационных структур относится бюрократическая структура, которая характеризуется следующими признаками:
- высокой степенью разделения труда;
- развитой управленческой иерархией;
- строгими правилами и нормами поведение для служащих;
- приемом кандидатов на должности службы по деловым и профессиональным характеристикам.
При этом рассмотренная бюрократическая структура характеризуется наличием определенных недостатков:
- правила, процедуры и нормы, которым должны следовать служащие организации значительно переоцениваются. Это, в свою очередь приводит к снижению инициативности, гибкости и оперативности в поведении работников и, как следствие, в реализации организацией своих задач: у работника всегда наличествует возможность сослаться на необходимость действовать по инструкции, как внутри организации, так и при работе с потребителями;
- сведена на минимум способность принимать новые креативные решения в ответ на изменения внешней среды, в частности изменения условий рынка и развития инноваций.
Сегодня наиболее эффективной организационной структурой следует признать структуру, в которой управление структурируется в зависимости от решаемых задач и планируемых показателей развития по конкретным направлениям деятельности, и выстраивание основных элементов системы также подчинено названным принципам. Иначе говоря, организационная структура строится исходя из проектно-целевого принципа, определяющего векторы развития государственной или муниципальной организации.
К основным принципам проектирования государственных и муниципальных организаций сегодня следует отнести:
- ориентация на достижение целей и реализацию проектов организации. Любая организационная структура, обеспечивающая функционирование государственной или муниципальной организации, должна, прежде всего, быть пригодной для реализации тех целей, для которых организация создается и позволяет организации прогрессивно развиваться для наиболее эффективного решения прежних и постановки новых задач функционирования;
- стратегическое планирование. Государственная и муниципальная организация в процессе текущей деятельности решает оперативные задачи, и при этом она должна создаваться и функционировать, исходя из стратегических целей собственного развития с ориентацией на будущее. Для этого в структуре государственной или муниципальной организации должны формироваться специальные отделы стратегического планирования, стратегического управления, которые отвечают за перспективное развитие организации и пр.