Значение целевой программы
Целевая программа на различных уровнях публичного управления разрабатывается и реализуется для решения социально значимых проблем. Указанная деятельность представляет собой разработку и реализацию комплекса мероприятий в конкретной сфере социальной жизни. Такие мероприятия носят разнообразный характер, могут включать в себя производственные, социально-экономические, исследовательские, организационные и иные мероприятия.
При этом спецификой программно-целевого метода и соответственно его результата – целевой программы – является увязка целей, задач, ресурсов и сроков таких мероприятий для обеспечения эффективного преодоления системной проблемы в соответствующей сфере публичного управления, в том числе в сфере экономического развития, инновационного обновления производства, обеспечения безопасного природопользования и пр.
Целевая программа как способ решения задач публичного управления в зарубежной и отечественной практике рассматривается в качестве приоритетного и наиболее эффективного инструмента. Посредством целевых программ реализуются задачи структурной политики государства, инновационного и научно-технического обновления экономики, стимулирования активного социально-экономического развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований.
Целевая программа позволяет аккумулировать необходимые ресурсы для решения системной проблемы и посредством определения сроков использования этих ресурсов, субъектов, ответственных за использование ресурсов, и постановки конкретных целей и задач через указание на желаемые параметры и показатели обеспечить эффективность решения такой системной проблемы.
Стадии разработки и реализации целевой программы
Разработка и реализация целевой программы – это сложный многостадийный процесс, требующий активного участия значительного числа субъектов.
По общему правилу, процесс разработки и реализации целевой программы включает в себя следующие стадии:
- определение системной проблемы, которая требует решения посредством разработки и реализации целевой программы в соответствующей сфере публичного управления;
- подготовка концепции программного решения выявленной системной проблемы;
- непосредственная разработка проекта программы;
- обсуждение проекта программы заинтересованными уполномоченными субъектами;
- согласование проекта программы полномочными субъектами;
- экспертное исследование проекта программы;
- корректировка проекта программы в соответствии с результатами согласования и исследования проекта;
- утверждение программы полномочным субъектом.
Характеристика процесса формирования целевой программы
За формирование и разработку целевой программы ответственность несет специально уполномоченный субъект – государственный заказчик, на которого возложено координационные функции в области разработки и реализации программы.
Непосредственная разработка программы реализуются специальными подразделениями или специальными органами публичного управления, действующими в конкретной сфере публичного управления, а также при взаимодействии с иными заинтересованными субъектами публичного управления.
Непосредственно формирование целевой программы происходит с ориентацией на те основные разделы, которые нормативно закреплены в качестве обязательных разделов целевой программы. Итак, к числу необходимых разделов целевой программы относятся:
- раздел, характеризующий системную проблему, на преодоление которой направлены мероприятия целевой программы;
- раздел, в котором определяются главные цели и задачи разработки и реализации программы. Кроме того, названный раздел содержит увязку таких целей и задач с периодами и стадиями реализации отдельных мероприятий программы и программы в целом, а также целевыми параметрами, на достижение которых направлена реализация программы в соответствующей области публичного управления;
- раздел, содержащий указание на те программные мероприятия, которые должны обеспечить решение системной проблемы;
- раздел, характеризующий ресурсное обеспечение мероприятий программы;
- раздел, регламентирующий механизм осуществления программы, в том числе контрольные инструменты и инструменты взаимодействия между субъектами, разрабатывающими и реализующими программы;
- раздел, содержащий оценочные параметры социальной, экологической и экономической эффективности программы.
Необходимо отметить, что формирование содержания программы требует не формального следования нормативно установленной структуре, а эффективной проработки содержания обязательных разделов программы.
Так, в частности, описание системной проблемы требует не только указания на проблему, но исследование детерминант этой проблемы, обоснования необходимости ее преодоления с теми приоритетами, которые на данном этапе исторического развития стоят перед государством в социально-экономической и иных сферах общественной жизни.
Указанное обуславливает необходимость формирования программы, разработки ее содержания на основе теоретических и практических научных исследований, реализуемых специалистами в конкретной сфере публичного управления по заказу государства.
Большое значение для эффективности реализации программы имеет четкая постановка специальных целей и задач программы, установления адекватных сроков ее реализации и оптимального ресурсного обеспечения для достижения планируемых социально полезных результатов.
Таким образом, в качестве необходимых условий постановки задач и целей программы можно назвать их необходимость и достаточность.
Целевые параметры, которые используются в программе должны выполнять функцию объективной оценки реализации целей и задач, поставленных в программе исходя из сроков и объемов финансирования программы.