Проблемы взаимодействия МЧС России с Верховным судом РФ – это трудности, с которыми сталкивается Министерство чрезвычайных ситуаций России в процессе выполнения своих функций при обращении в Верховный суд Российской Федерации, выступающий в качестве контрольно-надзорной инстанции.
Общие сведения о Министерстве чрезвычайных ситуаций России
Одним из федеральных министерств России является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этому Министерству подведомствены противопожарная и аварийно-спасательная службы.
МЧС, выступая в качестве федерального органа исполнительного характера, призвано вырабатывать и реализовывать государственную политику, осуществлять нормативно-правовое регулирование, контрольно-надзорные функции в сфере гражданской обороны, защиты территории населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечения безопасности людей на воде и пожарной безопасности. Данное Министерство имеет статус военизированной организации, что дает ей право на приобретение боевого ручного стрелкового и иного оружия.
МЧС включено в единую государственную систему ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций. В рамках этой системы на Министерство возлагается выполнение следующих функций:
- во-первых, мониторинг, лабораторный контроль и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- во-вторых, тушение или предупреждение пожаров;
- в-третьих, ликвидация или предупреждение ситуаций чрезвычайного характера на потенциально опасных водных объектах в рамках территориального моря или внутренних вод России;
- в-четвертых, осуществление координации деятельности, направленной на поиск и спасение людей в границах территориального моря и во внутренних водах России.
Министерство чрезвычайных ситуаций России реализует функции государственного контроля и реагирования по обеспечению пожарной безопасности, осуществляет возбуждение дел в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.
В рамках Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации функционирует система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, именуемая «Системой мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Ее основное назначение состоит в своевременном выявлении причин возникновения чрезвычайных ситуаций, установлении вероятных характера и масштабов развития чрезвычайных ситуаций, разработке рекомендаций для реализации мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций или смягчения их последствий социально-экономического характера.
Верховный суд Российской Федерации
Верховный Суд России представляет собой высший судебный орган, функционирующий в рамках гражданского законодательства с целью разрешения гражданских споров, экономических споров, административных, уголовных и иных дел, подсудных судов, образованный согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и иным федеральным законам.
Верховный суд Российской Федерации не входит в систему федеральных судов общей юрисдикции.
Местом нахождения Верховного Суда Российской Федерации является город Москва. Суд является юридическим лицом, имеющим особую организационно-правовую форму.
Функциональное значение Верховного Суда России можно выразить следующим образом:
- во-первых, это высший судебный орган по гражданским, экономическим, уголовным и административным делам;
- во-вторых, данный суд осуществляет судебный надзор в отношении деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции;
- в-третьих, в обязанности суда входит представление разъяснений по судебной практике;
- в-четвертых, суд выступает в качестве апелляционной и кассационной инстанции в отношении дел, входящих в его компетенцию, осуществляет надзорную деятельность в случае открытия новых обстоятельств или случаях, предусмотренных федеральным законодательством как суд первой инстанции;
- в-пятых, суд выполняет функцию вышестоящей судебной инстанции в отношении кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов регионов, городов федерального значения, кассационных военных судов, апелляционных военных судов, окружных флотских и военных судов;
- в-шестых, суд осуществляет разрешении вопросов, связанных с международными договорами России.
Трудности взаимодействия Министерства чрезвычайных ситуаций России и Верховного Суда России
В России в системе государственного управления действует принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основное назначение этого принципа состоит в обеспечении сдержек и противовесов каждой ветви власти по отношению к остальным ветвям власти. Министерство по чрезвычайным ситуациям является исполнительным органом государственного управления, что позволяет считать Верховный суд Российской Федерации судебным органом, осуществляющим контрольно-надзорные и сдерживающие функции по отношению к Министерству чрезвычайных ситуаций.
Деятельность Министерства чрезвычайных ситуаций, выступающего в качестве субъекта правовых отношений на территории Российской Федерации, подпадает под юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации.
Основные проблемы во взаимодействии Министерства чрезвычайных ситуаций и Верховного Суда России обусловлены несовершенством правовой базы, регулирующей деятельность Министерства чрезвычайных ситуаций, превышением полномочий данным Министерством при осуществлении своей деятельности и функций.
Верховный суд Российской Федерации обеспечивает разрешение правовых коллизий, с которыми сталкивается Министерство чрезвычайных ситуаций, позиция суда не всегда согласовывается с позицией Министерства чрезвычайных ситуаций. Это также является существенной проблемой взаимодействия Министерства чрезвычайных ситуаций и Верховного Суда России.