Социокультурные факторы – это доминирующие в массовом сознании, в сознании населения, отдельной социальной группы, ценностные установки, которые формируются под влиянием предыдущего опыта, традиций и оказывают существенное влияние на экономические, политические и иные общественные отношения.
Значение социокультурных факторов в российской сфере госуправления
Необходимо отметить, что за последние десятилетия российское государство претерпело существенные изменения в устройстве общества, в том числе экономической и политической системе. В начале 1990-х, когда произошел распад Советского государства, административно-плановая система хозяйствования сменилась рыночной, а, авторитарный политический режим - демократическим. Политическая система стала открытой для всех заинтересованных субъектов, законно выражающих и отстаивающих интересы определенной социальной группы, населения в целом.
Названные перемены потребовали утверждения новых принципов организации и реализации госуправления. Новая система госуправления утверждалась для обеспечения интересов единственного источника власти в стране – народа – и функционировала на демократических принципах открытости и гласности публичного управления, разделения властей, представительства, законности и пр.
Однако конституционное закрепление демократических принципов организации и реализации системы госуправления не предполагает их немедленного непосредственного воплощения в государственно-правовой действительности. Выстраивание демократической системы госуправления требовало и требует на сегодняшний день последовательной политики со стороны государства и активного участия в общества в управленческих процессах.
Очевидно, что эффективность функционирования всякой демократической системы госуправления напрямую связана с активностью и вовлеченностью населения страны в процессы публичного управления, формирования институтов гражданского общества, выражения собственной позиции в политической системе, а также стремления к активному участию в решении общественных вопросов. При этом среди социокультурных характеристик, унаследованных российским населением от прежней советской системы общественно-государственного устройства, выделяются такие негативные характеристики, как:
- страх перемен;
- аполитичность;
- невключенность в управленческие процессы и решение вопросов, имеющих общественное значение и пр.
Отсутствие должной активности населения приводит к неразвитости институтов гражданского общества, к неэффективности общественного контроля над системой госуправления и пр.
Указанные негативные социокультурные характеристики отражаются и в современном функционировании институтов государственной и муниципальной службы. Так, институты государственной и муниципальной службы сегодня характеризуются недостаточным уровнем профессионализма, активности лиц, замещающих должности государственной службы, отсутствием творческих и лидерских качеств руководящего состава и пр.
Таким образом, организация и реализация госуправления в России во многом определяется социокультурными факторами, что актуализирует вопросы стимулирования населения к участию в политических процессах, решению общественных дел посредством:
- повышения открытости и прозрачности системы госуправления;
- налаживания каналов взаимодействия с населением;
- реализации инструментов государственно-частного партнерства.
Негативные и позитивные аспекты влияния социокультурных факторов на российскую сферу госуправления
Прежде всего, необходимо отметить, что социокультурные характеристики как утвердившиеся в обществе под влиянием предыдущего исторического опыта и традиций установки могут оказывать на систему госуправления как позитивное, так и негативное влияние.
Так, например, очевидно, что перестройка советской системы государственного и общественного устройства на демократические начала не могла быть реализована без поддержки большинства населения, то есть без готовности населения к позитивным переменам в системе публичного управления. При этом отдельные социокультурные характеристики как следствия советской системы государственности выступают препятствием для значительного числа граждан к активному участию в:
- перестройки общества, его демократизации;
- становлении гражданских институтов;
- развитии частного бизнеса.
Итак, к числу социокультурных характеристик, оказывающих позитивное воздействие на российскую сферу управления можно отнести следующие:
- готовность Российского населения к активному включению в общественные процессы, прежде всего, экономические процессы, в предпринимательскую деятельность;
- долгосрочная ориентация российского населения, то есть способность выстраивать долгосрочные стратегии и планы реализации собственного потенциала, в том числе потенциала бизнеса, отдельных отраслей хозяйствования, территорий (от муниципального до федеральной) и пр.
В качестве негативных социокультурных характеристик, вызывающих проблемы в российской сфере госуправления можно выделить следующие:
- низкий уровень доверия населения к системе публичного управления;
- отсутствие каналов взаимодействия между системами публичного управления и населением;
- перекладывание населением ответственности на органы публичного управления за будущее государства в целом и отдельных территорий и др.
Для повышения эффективности госуправления необходимо обеспечивать развитие правовой культуры, правового сознания, формировать институты гражданского общества, развивать частный бизнес и пр.
Необходимо отметить, что формирование новых социокультурных характеристик населения требует длительного периода времени и координированных усилий со стороны государства и общества.