Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема рационального выбора в государственном управлении

Определение 1

Рациональный выбор в государственном управлении – это использование методов и инструментов публичного управления, позволяющих при привлечении минимального количества ресурсов обеспечить в установленные сроки максимальный социально полезный результат посредством разработки и реализации системы мероприятий в конкретной сфере публичного управления для обеспечения необходимого поведения индивидов.

Теория рационального выбора в государственном управлении

В конце XX в. в социальной теории широко распространилась теория рационального выбора. Наиболее глубокую разработку она получила в социологии США, стран Скандинавии и Японии. Названный подход основывается на прогнозировании поведения индивидов и групп. Содержание названной теории составляет предположение о том, что социальная среда, ситуация в обществе определяют альтернативы поведения индивидов, социальных групп, таким образом, оказывает определяющее воздействие на принятие ими решений. Иными словами, устанавливая ограничения и создавая условия для возможности выбора субъекты публичного управления влияют на поведение индивидов и социальных групп. В частности, указанная теория используется для прогнозирования поведения социальных групп в политической среде – на выборах.

Теория рационального выбора в системе государственного управления сегодня выступает концепцией отказа от классического бюрократического подхода и перехода к новому государственному менеджменту. В современном понимании теория рационального выбора в государственного управлении предполагает максимальную ориентацию на интересы и потребности населения. Это, в частности, предполагает распространение демократических институтов принятия государственных решений. Согласны этому подходу, чем выше уровень принимаемого решения, тем менее он учитывает интересы конкретной территории. Именно поэтому крайне важно развивать местное самоуправление, обеспечивать самостоятельность публичного управления региональными территориями. Это позволит индивидам и социальным группам решать вопросы собственной жизнедеятельности наиболее удобным и эффективным с точки зрения экономического и социального развития образом.

Данная теория оказывает существенное влияние на организацию предоставления государственных услуг. Так, сторонники рационального выбора в государственном управлении выступают за разделение производства, финансирования и контроля над предоставлением государственных услуг с передачей производства таких услуг частному бизнесу и некоммерческим организациям на основе государственных контрактов. Кроме того, сторонниками подхода предлагается ввести оплату труда для руководства органов и учреждений, предоставляющих государственные услуги, исходя из эффективности их деятельности. Здесь важно отметить, что такой подход оправдан, когда имеется возможность измерить эффективность труда и наличествует конкуренция в соответствующей сфере. Также для обеспечения конкуренции сторонниками рационального выбора в государственном управлении предлагается финансировать потребителей государственных услуг, а не учреждения, которые их предоставляют. Это предполагается делать посредством передачи потребителям сертификатов на предоставление государственных услуг, что соответственно стимулирует конкуренцию между учреждениями за финансы потребителей.

«Проблема рационального выбора в государственном управлении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Направления развития рационального выбора в государственном управлении

Для дальнейшего развития нового государственного управления теория рационального выбора эффективна, поскольку ставит такие значимые вопросы, как:

  • необходимость ограничения разрастания бюрократического аппарата для эффективного использования бюджетных ресурсов. Иными словами, теория рационального выбора в определенной степени является предпосылкой для стратегического и программного управления, поскольку актуализирует направление ресурсов на решение социально значимых задач исходя из конкретных целей, которые стоят перед системой публичного управления для обеспечения благополучия личности в определенной области управления, в то время как бюрократическая система управления предполагает, что бюджетные ресурсы закладываются в бюджет исходя из запланированных объемов предоставления государственных услуг, не увязывая объемы бюджетного финансирования с конкретными социально-экономическими результатами деятельности должностных лиц и органов публичного управления;
  • рассмотрение возможности передачи государственных функций для их наиболее эффективного исполнения, в частности для сокращения бюджетного финансирования, некоммерческим негосударственным организациям. Это позволяет, с одной стороны, повысить качество предоставления государственных услуг за счет создания конкуренции в конкретной сфере публичного управления между некоммерческими организациями, предоставляющими государственные услуги, за ресурсы потребителей, с другой стороны, снимает значительный объем финансовых обязательств с государством при предоставлении государственных услуг и включает общество в систему предоставления таких услуг. Именно теория рационального выбора в таком понимании выступает основой для развития государственно-частного партнерства и трехстороннего партнерства для решения задач публичного управления.

Негативные аспекты рационального выбора в государственном управлении

Теория рационального выбора в государственном управлении подвергалась жесткой критике, в частности за рассмотрение бюрократического аппарата исключительно с негативной точки зрения – как неспособного действовать в интересах населения. При несомненных достоинствах теории рационального выбора в государственном управлении необходимо отметить, что она объективно имеет ряд негативных аспектов, в том числе:

  • соединение для реализации функций публичного управления административных и рыночных принципов может иметь дестабилизационный характер, поскольку невозможно окончательно определить, кто контролирует управленческую деятельность – государственные органы или негосударственные организации;
  • невозможность привлечения некоммерческих организаций в те сферы, в которых производство общественных благ объективно убыточно и др.
Дата последнего обновления статьи: 31.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot