Значение финансов местного самоуправления
Благосостояние населения территории напрямую связано с объемом привлекаемых органами управления ресурсов, в том числе финансовых, для организации эффективного социально-экономического развития территории. Отсюда местные финансы следует рассматривать как показатель:
- эффективности местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании;
- уровня благосостояния населения;
- самостоятельности населения и формируемых им органов публичного управления на местном уровне в решении вопросов местного значения.
Задачи формирования финансов местного самоуправления
Для преодоления проблем финансов местного самоуправления местным органам необходимо при их формировании решать следующие задачи:
- обеспечение устойчивости местного бюджета, его сбалансированности;
- проведение оптимизации расходных обязательств муниципалитета;
- применение программно-целевых методов при финансировании расходов;
- формирование финансов потоков для обеспечения и развития муниципальной инфраструктуры;
- совершенствование налоговой подсистемы местного уровня;
- упорядочение и повышение эффективности межбюджетных отношений;
- обеспечение прозрачности планирования, поступления и распределения финансов местного самоуправления, в частности, посредством внедрения электронных технологий в рассматриваемую сферу.
Основные проблемы финансов местного самоуправления
На сегодняшний день в стране продолжаются процессы становления демократического общества и правового государства, в том числе формирования эффективной модели местного самоуправления.
Проблемы финансов местного самоуправления обусловлены, как внешними, так и внутренними факторами. К числу внешних факторов можно отнести общее состояние финансов бюджетной области государства, нестабильное экономическое состояние в стране и на международной арене, к внутренним негативным факторам можно отнести проблему становления институтов местного самоуправления конкретных муниципальных образований в конкретных регионах.
В состав проблемных аспектов финансов местного самоуправления входят:
- неоднородный институциональный потенциал муниципальных образований в области управления финансовыми ресурсами. Масштабные преобразования публичного управления на местном уровне протекают неодинаково в различных регионах, что обуславливает высокую степень дифференциации муниципалитетов по финансовой самостоятельности. Это связано с географическом положением муниципальных образований, численностью населения, развитостью промышленности, инфраструктуры, не только на местном уровне, но и на региональном и федеральном уровнях;
- отсутствие во многих регионах сбалансированной системы межбюджетных отношений;
- несовершенство в разграничении вопросов публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях и между муниципальными образованиями разного уровня. Так, в частности к ведению органов местного самоуправления муниципальных районов относится значительное число вопросов, которые трудно разделить между ведением района и поселения, отдельные вопросы, хотя и отнесены федеральным законодательством к числу местных, по сути такими не являются. Обязанность, законом возложенная на органы муниципального управления по решению названных вопросов, увеличивает расходные обязательства бюджета без учета возможности привлечения муниципалитетом дополнительных финансовых ресурсов.
Важнейшая внутренняя проблема организации финансов местного самоуправления заключается в том, что преимущественная часть расходов местного бюджетом связана с обеспечением обязательств в социальной сфере. При этом без должного финансирования остаются такие важнейшие для социально-экономического развития муниципалитета области, как промышленность, строительство, научно-инновационная деятельность и другие. Очевидно, что требуется переосмысление и перераспределение доходов бюджета между потребностями муниципального образования. При этом необходимо не только перераспределение доходной базы местного бюджета, но и увеличение бюджетных поступлений. В частности, необходимо перманентное совершенствование управления муниципальным имуществом с целью повышения доходности его использования, увеличение налоговых поступлений в местный бюджет за счет поддержки, в том числе посредством целевых программ и проектов, среднего и малого предпринимательства.
Ввиду объективной ограниченности финансовых ресурсов местного самоуправления при планировании бюджета необходимо с учетом мнения населения выделять приоритетные направления социально-экономического развития муниципалитета.
Основные направления преодоления проблем финансов местного самоуправления
Для преодоления проблем финансов местного самоуправления на государственном уровне должны быть предприняты специальные меры по следующим направлениям:
- исчерпывающая регламентация на законодательном уровне доходных полномочий, которые будут достаточны и эффективны для реализации расходных обязательств без ежегодного изменения бюджетного законодательства;
- отказ от широко применяемой на сегодняшний день практики возложения на бюджеты нижних ступеней дополнительных расходных статей без регламентации при этом дополнительных доходных ресурсов;
- предоставление большего объема полномочий органам регионального и местного уровня в части формирования ими финансов соответствующей территории;
- корректировка расходных обязательств регионов и муниципалитетов;
- формирование механизма дополнительного финансирования бюджетов региональной и местной ступеней посредством анализа расходных потребностей территории, потенциала налоговых поступлений на территории и эффективности управления территорией;
- совершенствование системы финансового контроля над полнотой формирования доходов бюджета и рациональностью их распределения.