Понятие приказов как органов центрального управления
Приказ – это разновидность органа центрального управления государством, существовавшая в период Русского царства и призванная осуществлять заведование отдельными видами государственных дел или областями государства.
По отношению к данным органам государственного управления также применялись термины палата, изба, двор, дворец, треть, четверть.
Возникновение приказов в качестве государственных учреждений по предположению историков обусловлена непроизвольной причиной, суть которой сводилась к поручению ведение определенных дел какому-то лицу или нескольким лицам, соответственно получившим приказ. Данный процесс и привел к возникновению приказов как органов государственного управления.
Данный термин по отношению к учреждениям государства первый раз упомянут в 1512 году в грамоте Василия Иоанновича Владимирского, направленной Великим князем Успенскому монастырю.
История развития приказов в различные периоды государственного управления
В период правления Ивана III существовали следующие виды приказов: разрядные, холопьи, житные, большого двора, казённые, постельные, конюшенные, приказы по управлению отдельными княжествами и землями, находящимися в подчинении Ивана III, приказы, именуемые четвертями. По предположению историков в ведение Большого приказа находилась заведования делами Московского великого княжества, представлявшего собой земли, унаследованные Иваном III от своего родителя. Остальные приказы, ведавшие управлением княжествами, как правило, именовались по названию этого княжества.
Во времена правления Василия Ивановича количество придворных чинов было увеличено на три: добавились ловчий – в 1509 году, оружичий – в 1511, кравчий – 1514 году, что обеспечило формирование их приказов. В дальнейшем после завоевания Смоленска был создан в Смоленсккий разрядный приказ. В 1516 году учредили Ямской приказ.
При Иване IV Грозном был принят Судебник 1950 года, который утвердил систему приказного управления. Основы этой системы сохранились до конца XVII века. В этот период в соответствии с Судебником было утверждено около 80 приказов, которые обеспечивали решение основных государственных задач. В число приказов этого периода включались челобитный, поместный, пушкарский, разбойный, сокольничий, посольский, стрелецкий, бронный, печатный, земские приказы и несколько четвертей, в том числе галицкая, устюжская, новая, казанская.
В 1589 году Федором Иоанновичем было утверждено патриаршество, вследствие чего были образованы Патриаршие приказы, именуемые Патриаршим разрядом и Патриаршим казенным приказом.
В период правления Бориса Годунова к ранее утвержденным приказам добавился только один приказ – каменных дел.
Смерть Бориса Годунова до момента избрания на царствование представителя дома Романовых положила начало Смутному времени, в период которого не утверждалось новых приказов, более того часть из них их из-за общей разрухи прекратила свое существование. В это время Россия утратила Смоленск, что привело к уничтожению Смоленского разрядного приказа. Также отсутствует упоминание о Дмитровском и Рязанском судебных приказах.
Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович учредил некоторое количество временных приказов, существование которых прекращалось после исполнения порученных им задач. На постоянной основе в период царствования Михаила Федоровича были утверждены следующие приказы: дворцовый, судный, аптекарский.
Правление Алексея Михайловича было ознаменовано созданием множество новых приказов. Образование части из них было обосновано военными обстоятельствами, что позволяло упразднить их в мирное время. В частности, в связи с исполнением своих задач при Алексее Михайловиче были созданы и упразднены такие приказы как полоняничный, литовский, столовых и счетных дел, денежных раздач, лифляндскиих дел. Также в этот период были учреждены приказы тайных дел, панихидный, хлебный, рейтарский и так далее.
Федор Алексеевич стремился сократить количество приказов и обеспечить оптимальное распределение обязанностей между ними.
В 1677 году было произведено объединение челобитного, Владимирского судного и монастырского приказов с приказом Большого дворца. В 1680 году было проведено объединение Новгородского, Владимирского, Галицкого и прочих приказов. Часть полномочий этих приказов была передана приказу Большой казны. Между приказами было проведено перераспределение ратных людей.
Состав полномочия холопьего приказа был передан в судный приказ 1601 году. Федор Алексеевич закрыл приказы тайных дел и строения богаделен.
Допущенная до регентства царевна Софья закрыла панихидный приказ и снова утвердила Великороссийский.
Прекращение существования приказов
Вступивший на престол Петр I изначально не имел четкого плана реформирования административного порядка. Изначально приказная система продолжает свое существование, частично меняясь, но сохраняя свою сущность.
Основные реформы в начале правления Петра I состояли в объединении приказов, расширении полномочий части из них, изменении их наименований. В этот период продолжают создаваться новые приказы. Одновременно с приказами начинают формироваться канцелярии, суть деятельности которых очень похожа на приказную деятельность, а основная разница заключается в наименовании. Также в качестве дополнительного отличия можно обозначить меньше объем полномочий. В дальнейшем термин «приказ» почти полностью сменился термином «канцелярия».
Учреждение коллегиальной системы управления привело к практически полному отказу от приказов как органов управления. В отличие от приказов коллегиями практиковалось коллегиальное управление, что обеспечивало успешность поиска истины, большее общественное уважение, ускорение работы, уменьшение злоупотреблений и рост свободы решения дел.
Учреждение коллегий, тем не менее, не обеспечило полное исчезновение приказов, часть из которых продолжила свое функционирование в форме приказов, часть – в форме канцелярий.