Правовые основы организации муниципальной службы – это совокупность норм права федерального, регионального и муниципального уровня, определяющих организационные основы и порядок несения муниципальной службы.
Система правового регулирования организации муниципальной службы в Российской Федерации включает в себя несколько уровней:
- во-первых, федеральный уровень;
- во-вторых, региональный уровень;
- в-третьих, муниципальный уровень.
На федеральном уровне закрепляется само понятие муниципальной службы, ее принципы, порядок осуществления, иные значимые общие вопросы регулирования муниципальной службы.
Федеральный уровень регулирования правовых основ организации муниципальной службы
Состав нормативных документов, регулирующих организацию муниципальной службы, на федеральном уровне включает следующие нормативные акты:
- во-первых, российскую Конституцию;
- во-вторых, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- в-третьих, Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
- в-четвертых, иные федеральные законы и нормативные акты, которые регулируют отдельные вопросы организации муниципальной службы.
В российской Конституции нет прямых статей, регулирующих вопросы организации муниципальной службы, более того, понятие «муниципальная служба» не используется в данном нормативном акте. Однако российская Конституция устанавливает статус органов муниципального управления, их обособленность от государственной власти. Тем самым, Конституция РФ обеспечивает организационное отделение муниципальной и государственной службы. Также российская Конституция определяет общие принципы местного самоуправления в качестве предметов совместного ведения федерации и регионов. В соответствии с этим конституционным положением осуществление законодательного регулирования муниципальной службы возложено на федеральный уровень и уровень регионов. При этом Конституция четко определяет самостоятельность решения населением за счет местного самоуправления вопросов местного уровня, владения, распоряжения и пользования муниципальным имуществом.
Федеральное законодательство определяет основы муниципальной службы в России. Также на федеральном уровне регулируется круг вопросов, переданных для правового регулирования на уровень регионов и муниципальных образований.
Федеральное законодательство оставляет на федеральном уровне регулирование таких вопросов как формирование правовой базы муниципальной службы, в том числе требований к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципальных служащих, порядка и условий прохождения муниципальной службы. При этом регионы и муниципальные образования вправе в рамках федерального законодательства принимать собственные нормативные акты.
На уровне федерального законодательства осуществляется регулирование отношений, обусловленных поступлением на муниципальную службу российских граждан, граждан иностранных государств, являющихся участниками международных договоров Российской Федерации. Эти договоры могут допускать привлечение иностранных граждан к несению муниципальной службы.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» включает в себя следующие составляющие:
- главу об общих положениях муниципальной службы, которое определяет предмет регулирования закона, понятие муниципальной службы, состав ее правовых основ, принципов, наличие взаимосвязи между государственной и муниципальной службой;
- главу о должностях муниципальной службы, определяющую состав должностей, порядок ведения их реестров, классификацию, квалификационные требования и классные чины;
- главу о правовом положении или статусе муниципальных служащих, устанавливающую понятие муниципального служащего, его права, обязанности, ограничения и запреты, порядок урегулирования конфликта интересов, представления информации относительно доходов и расходов и иных показателей;
- главу, регулирующую порядок поступления на муниципальную службу, ее прекращение и прохождение, определяющую порядок поступления на муниципальную службу, порядок конкурсного замещения должностей муниципальной службы, порядок аттестации муниципальных служащих, состав оснований, позволяющих расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим;
- главу о рабочем служебном времени и времени отдыха;
- главу об общих принципах оплаты труда муниципального служащего, предоставляемых гарантиях, стаже муниципальной службы;
- главу о поощрении муниципальных служащих, их дисциплинарной ответственности;
- главу о кадровой работе в муниципальном образовании;
- главу о финансировании и программах развития муниципальной службы;
- главу о заключительных положениях закона, устанавливающих порядок вступления его в силу и признании в связи с этим выступлением утратившими силу иных нормативных актов.
Правовое регулирование организации муниципальной службы на региональном и муниципальном уровне
Региональные нормативные акты обеспечивают решение организационных вопросов муниципальной службы в рамках федерального законодательства. Нормы, содержащиеся в региональном законодательстве относительно муниципальной службы, имеют оценочный характер, указывая, что регулирование вопросов организации муниципальной службы осуществляется конкретным региональным законом. Эти законы обеспечивают регулирование отдельных вопросов организации муниципальной службы, в частности, формирования реестра должностей муниципальной службы, порядка присвоения и сохранения классных чинов, денежного содержание муниципальных служащих, порядка исчисления и зачета стажа муниципальной службы, назначение пенсии муниципальных служащих и так далее.
На муниципальном уровне вопросы муниципальной службы регулируются уставами и нормативными актами муниципальных образований в рамках вопросов, отнесенных к ведению муниципального уровня власти.