Правовое регулирование внутриорганизационных отношений в Администрации Президента РФ – это упорядочение на основе законодательных и подзаконных актов организационной структуры Администрации Президента РФ, иерархических связей между отдельными элементами структуры Администрации Президента РФ.
История развития внутриорганизационных отношений в Администрации Президента РФ
Первый Президент страны использовал для обеспечения собственной деятельности вертикальную иерархическую управленческую систему. Современная система внутренней организации Администрации Президента РФ характеризуется как смешанная: практически все элементы организационной структуры Администрации управляемы и подконтрольны руководителю Администрации, который, в свою очередь, представляет итоги деятельности Президенту страны.
При этом современная организационная структура Администрации Президента РФ может быть охарактеризована как централизованная. Всякое должностное лицо аппарата Администрации сегодня осуществляет деятельность в рамках возложенных на него полномочий или в рамках решения конкретной управленческой задачи в соответствии с положениями должностного регламента. Фактически итоговые документы, обеспечивающие деятельность Президента, направляются в письменной форме от руководителя нижестоящего подразделения, то есть советника Президента, к заместителю руководителя Администрации, то есть помощнику Президента, а от него к руководителю Администрации, который, в свою очередь, представляет итоги деятельности Администрации непосредственно президенту.
Таким образом, посредством функционирования обеспечительного органа Президент в своем распоряжении имеет информационные базы, характеризующие общественно-политическую обстановку в стране, – от Администрации Президента и от Правительства страны и руководителей исполнительных органов публичного управления.
Проблемные аспекты правового регулирования внутриорганизационных отношений в Администрации Президента РФ
Особенности правового регулирования организации и функционирования Администрации Президента РФ обусловлены тем, что администрация Президента РФ в отечественной Конституции не получила статуса государственного органа. При этом нормативно-правовыми актами Президента страны Администрация рассматривается в качестве такового. Так, администрация характеризуется как орган, который обеспечивает непосредственную деятельность Президента страны. Следуя же конституционным положениям, в качестве государственного органа могут рассматриваться только органы публичного управления законодательного, исполнительного и судебного характера. В свою очередь, Администрация Президента не может быть отнесена ни к одной из ветвей власти.
Преодоление названных затруднений и исчерпывающее установление статуса Администрации Президента РФ могут быть обеспечены посредством включения соответствующих положений в специальное законодательство, регулирующее правовой статус, порядок избрания и полномочия Президента РФ.
Итак, указом Президента страны, регулирующим вопросы организационной структуры и функционирования Администрации Президента РФ, Администрация названа государственным органом. При этом открытым остается открытым вопрос разграничения функционирования Президента как главы государства и функционирования Администрации, обеспечивающей исполнение полномочий главой государства.
Кроме того, неразрешенной остается проблема предотвращения необоснованного разрастания внутренней организационной структуры Администрации Президента РФ, дублирование полномочий отдельными элементами этой структуры. Оптимизация организационной структуры Администрации Президента РФ может проводиться по двум основным направлениям:
- оптимизация структуры Администрации Президента страны посредством сокращения численности служащих Администрации и количества структурных подразделений, реализующих функции Администрации;
- совершенствование нормативно-правового регулирования, устанавливающего правовое положение, функциональное назначение и компетенцию Администрации Президента РФ.
Основы правового регулирования внутриорганизационных отношений в Администрации Президента РФ
Внутриорганизационные отношения в Администрации Президента РФ урегулированы специальным указом Президента РФ. В соответствии с названным нормативно-правовым актом, регулирующим структуру и функционирование Администрации Президента РФ, общее руководство указанным обеспечительным органом осуществляет Президент страны. При этом в непосредственном подчинении Президента страны находятся руководитель, первые заместители руководителя, заместители, помощники, полномочные представители Президента, а также заместитель председателя и секретарь Совета Безопасности.
Президент страны своим решением назначает на должности в администрации лиц, которые ему подчинены, в том числе Уполномоченного по правам ребенка, начальников управлений Администрации, заместителя и секретаря Совета Безопасности и пр.
Положение относительно входящих в состав Администрации управлений и других элементов внутренней организационной структуры Администрации Президента утверждает глава государства.
Непосредственное руководство Администрацией Президента РФ осуществляет руководитель: он представляет администрацию в органах публичного управления федерального, регионального и местного уровней, а также в отношениях с организациями внутри страны и на международной арене. Он реализует управленческие функции в отношении деятельности начальников структурных элементов Администрации, распределяет обязанности между собственными первыми заместителями и заместителями, он координирует работу помощников и советников Президента, распределяет между ними вопросы деятельности.