Правительство Калининградской области – это высший исполнительный, постоянно функционирующий орган региональной территории, который обеспечивает реализацию конституционного и федерального законодательства, законодательства региональной территории.
Система публичного управления регионального уровня
Система публичного управления в России включает две относительно обособленные подсистемы:
- систему государственного управления;
- систему управления местными территориями.
В свою очередь, система государственного управления ввиду федеративного устройства российского государства представлена двумя уровнями публичного управления:
- федеральным уровнем публичного управления;
- региональным уровнем публичного управления.
Управление региональной территорией реализуется посредством функционирования:
- регионального органа законодательной власти;
- высшего исполнительного органа региональной власти;
- иных органов публичного управления регионального уровня, которые образуются в соответствии с положениями уставом или конституции региональной территории.
Кроме того, в системе регионального управления может учреждаться должность высшего должностного лица региональной территории.
Необходимо отметить, что система публичного управления регионального уровня функционирует на тех же конституционных демократических принципах, на которых функционирует система публичного управления Федерацией, в том числе:
- целостность территории государства;
- распространение суверенитета России на всю территорию;
- верховенство Конституции и Федерального законодательства;
- единства системы публичного управления;
- разделение властей для обеспечения баланса полномочий исключения узурпации всех полномочий одним органом управления;
- разграничение объектов управления между Федерацией и региональной территорией;
- самостоятельная реализация органами регионального управления собственных полномочий и др.
Систему исполнительных органов регионального уровня возглавляет высший исполнительный орган. По общим для Федерации и региональных территорий предметам управления федеральные и региональные органы управления образуют единую систему исполнительной власти. Структура исполнительных органов регионального уровня устанавливается высшим должностным лицом региональной территории или руководителем высшего исполнительного органа региональной территории исходя из положений региональной конституции или устава.
Структура Правительства Калининградской области
В соответствии с уставом Калининградской области возглавляет систему региональной исполнительной власти Правительство Калининградской области. В соответствии с положениями устава Правительство формируется Губернатором области; в состав Правительства входят Председатель, его заместители, министры, представитель Губернатора, руководитель Аппарата.
Для непосредственного обеспечения функционирования Правительства региональной территории создается Аппарат Правительства. Во главе Аппарата находится руководитель аппарата, в целом управление деятельностью осуществляется Губернатором области.
Кроме того, Правительство могут учреждаться совещательные и координационные институты. Совещательные и координационные органы формируются из представителей системы исполнительной власти региона, в том числе из структурных подразделений Аппарата Правительства, представителей законодательного органа региональной территории и федеральных территориальных органов, органов муниципального управления. Такие органы формируются для разработки рекомендаций и предложений по важным вопросам публичного управления, порядок их функционирования определяется соответствующими положениями.
Функции Правительства Калининградской области
В системе публичного управления на региональном уровне традиционно ключевую роль играют исполнительные органы власти. Функции и полномочия Правительства Калининградской области фиксируются в уставе региона, в региональном законодательстве о Правительстве и др.
Итак, к числу основных функций Правительства Калининградской области в системе публичного управления региональной территории относятся:
- реализация в рамках собственных полномочий мероприятий по осуществлению, обеспечению и защите прав и свобод личности, собственности, общественного порядка и по противодействию преступности, в том числе террористического и экстремистского характера;
- формирование проектов регионального бюджета, проектов социально-экономического развития региональной территории для представления в региональный законодательный орган Губернатором;
- обеспечение реализации бюджета региональной территории, подготовка отчета относительно реализации бюджета региональной территории, отчетов о реализации программ по обеспечению социально-экономического развития региональной территории для представления таких документов Губернатором в региональный законодательный орган;
- формирование иных структур исполнительной власти на региональной территории;
- управление имуществом, составляющим собственность региональной территории согласно требованиям региональных законов;
- управление имуществом, составляющим федеральную собственность, переданным региональной территории в управление исходя из требований федерального законодательства и подзаконных актов федерального уровня;
- разработка предложений для органов публичного управления местного уровня, глав муниципалитетов для приведения в соответствие с требованиями федерального и регионального законодательства актов местного нормотворчества, в том случае, когда такие акты противоречат Конституции страны и федеральным законам, подзаконным актам, а также региональному законодательству, подзаконным актам; в необходимых случаях – обращение в суд для устранения несоответствия;
- реализация других полномочий, которые предусматриваются федеральным и региональным законодательством, федеральными подзаконными актами относительно разграничения объектов управления и полномочий между федеральными и региональными органами, а также соглашениями между федеральными и региональными органами.