Местное самоуправление – это конституционно гарантированный институт публичного управления, опосредующий решение вопросов, имеющих значение для местного сообщества и реализуемый на муниципальных территориях напрямую населением либо через формируемую на демократической основе систему должностных лиц и органов.
Сущность местного самоуправления
Категория местного самоуправления используется в отечественной теории и практике государственного и муниципального управления как многозначная. Так, под местным самоуправлением понимаются:
- гарантированные конституцией права населения муниципалитета самостоятельно решать вопросы, имеющие значение для местного сообщества;
- институт демократического политического устройства, опосредующий реализацию народом власти на уровне местных сообществ;
- вид социального управления (более конкретно публичного управления), который реализуется наряду с государственным управлением;
- конституционная гарантия демократической организации власти, гарантирующая наряду с распределением власти по горизонтали, распределение власти по вертикали, то есть между федеральными, региональными и муниципальными органами.
Понятие прав граждан на местное самоуправление и на осуществление местного самоуправления
Конституционные гарантии в отношении прав граждан содержатся в главе второй, при этом Конституция не устанавливает напрямую право на местное самоуправление. Однако, несмотря на то, что право на местное самоуправление прямо не поименовано в Конституции в числе прав и свобод личности, гарантированных в России, право на осуществление местного самоуправления следует относить к конституционным по смыслу ст. ст. 32, 130-133 Конституции.
Право на осуществление местного самоуправления и право на осуществление государственного управления реализуется российским населением непосредственно за счет демократических инструментов – референдумов, выборов, сходов граждан, а также опосредованно – через формирование системы должностных лиц и органов местного самоуправления.
Здесь необходимо обратить внимание на разграничение категорий право на местное самоуправление и право на осуществление местного самоуправления. Право на самоуправление не является субъективным правом, это право реализовано в форме обязательного института демократического политического устройства государства, что находит отражение в положениях Конституции. Иными словами, посредством принятия Конституции российскому населению гарантировано, что независимо от воли отдельных лиц, социальных групп, институт местного самоуправления функционирует на территории государства.
В свою очередь, право на осуществление местного самоуправления представляет собой субъективное право, которое опосредует систему правомочий, позволяющих конкретному гражданину непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения за счет использования демократических институтов.
Конституционные гарантии права на осуществление местного самоуправления находят конкретизацию в специальном федеральном и региональном законодательстве по вопросам местного самоуправления и муниципальной службы, а также в актах местного нормотворчества.
До принятия действующего закона, устанавливающего принципы организации местного самоуправления, конституционный характер права на осуществление местного самоуправления подчеркивался в специальных постановлениях Государственной Думы.
Практикой российского Конституционного Суда РФ к числу конституционных прав отнесены:
- права населения страны на осуществление власти через систему органов местного самоуправления;
- права российских граждан быть избранными и избираться в муниципальные органы;
- право населения реализовывать местное самоуправление посредством выборов, референдумов и иных инструментов прямого волеизъявления.
При этом содержание права граждан на осуществление местного самоуправления раскрывается в практике Конституционного Суда РФ через следующие характеристики:
- самостоятельность местного самоуправления в рамках гарантированных полномочий;
- самостоятельность местного сообщества при решении вопросов, имеющих значение для местного сообщества, посредством выборов и референдумов и иных инструментов прямого волеизъявления или через выборные муниципальные органы;
- учет при реализации местного самоуправления местных исторических традиций;
- запрет на ограничение прав местного сообщества на осуществление местного самоуправления.
При этом необходимо отметить, что в практике российского Конституционного Суда отмечалось, что российскому населению гарантированно именно право на осуществление местного самоуправления, но не право на создание и реорганизацию указанного института, поскольку источником учреждений указанного института выступает конституция страны и федеральное законодательство.
Содержание прав граждан на осуществление местного самоуправления
В теории муниципального управления право на осуществление местного самоуправления широко исследуется различными авторами, его содержание определяется путем формирования системы правомочий, которые наиболее полно отражают сущность гарантированного института местного самоуправления.
Право граждан на осуществление местного самоуправления фактически отражает возможность гражданина участвовать в решении тех вопросов, которые имеют непосредственное значение для местного сообщества.
Итак, содержание права на осуществление местного самоуправления образуют следующие правомочия:
- правомочия, которые гарантируют участие российских граждан в формировании представительных органов и иных органов, входящих в систему местного самоуправления, а также по избранию должностных лиц в системе местного самоуправления, то есть это система избирательных правомочий;
- правомочия местного населения по использованию инструментов непосредственной демократии, выборов, референдума, схода граждан;
- правомочия на равный доступ российских граждан к муниципальной службе;
- правомочия российских граждан на участие в отправлении правосудия на уровне местных сообществ, в частности посредством учреждения и функционирования института мировых судей.