Повышение эффективности управления в сфере образования на муниципальном уровне – это приоритетное направление совершенствования муниципального управления для обеспечения эффективного функционирования системы образования и удовлетворения потребностей местного сообщества в получении образовательных услуг высокого качества.
Значение повышения эффективности управления сферой образования на муниципальном уровне
В качестве важнейшего ресурса развития современных экономики, общества и государства сегодня рассматривается управление человеческим потенциалом. Иными словами, можно говорить о том, что в любой сфере от государственного управления до частного бизнеса сегодня важнейшую роль играет человеческий потенциал, и поэтому государству крайне важно создать благоприятную среду для эффективного развития личности во всех сферах. Именно поэтому перед публичным управлением стоит задача повышения качества предоставления образовательных услуг, в отдельных случаях – повышения их доступности, для реализации человеческого потенциала, удовлетворения запросов личности в образовательной, культурной и духовной сферах.
От предоставляемого сегодня уровня образования напрямую зависит будущее состояние отечественной экономики, политики, культурной, духовной и социальной сфер.
При этом вопросы организации эффективной системы образования в России для системы публичного управления в течение последних десятилетий своей актуальности не теряют. Система образования сегодня нуждается в качественной модернизации, в привлечении новых специалистов, готовых решать образовательные задачи в соответствии с запросами современного общества.
Итак, не вызывает сомнения, что предоставление качественного образования – это важнейший фактор обеспечения развития общества, сглаживания и преодоления негативных общественных тенденций в экономической, социальной, экологической и иных сферах.
Сегодня на муниципальном уровне важнейшим направлением развития системы образования выступает процесс информатизации сферы образования. Это, в свою очередь, требует и обновления методов управления сферой образования.
Общая характеристика управления сферой образования на муниципальном уровне
Управление сферой образования на муниципальном уровне в самом общем виде можно обозначить как систему мероприятий по созданию общеобразовательных программ, утверждению стандартов и нормативов в образовательной сфере, направлению поддержки для функционирования общеобразовательных учреждений.
Сегодня исследование эффективности управления сферой образования на уровне муниципального управления осуществляется в соответствии со следующими критериями:
- степень результативности образовательной системы на уровне муниципального образования;
- степень удовлетворенности местного сообщества предоставляемыми образовательными услугами, в том числе сервисом в сфере образования;
- характер динамики показателей результативности и эффективности функционирования учреждений в образовательной сфере;
- степень профессионального развития работников сферы образования, прежде всего педагогов и учителей;
- степень реализации мероприятий по развитию профессиональных качеств работников образовательной сферы, в том числе посредством получения высшего образования, дополнительного образования или посредством повышения уровня квалификации;
- разработка и реализация программ по развитию образовательной сферы местного сообщества, эффективность таких программ;
- эффективность контрольной деятельности в отношении реализации программ развития образовательной сферы и в отношении качества предоставляемых образовательных услуг, эффективности функционирования учреждений образовательной сферы и др.
Исследование образовательной сферы по рассматриваемым критериям и оценка эффективности управления сферой образования на муниципальном уровне по заявленным критериям позволяет выявить слабые места в образовательной сфере и разработать целевые программы для повышения качества оказываемых образовательных услуг и эффективности функционирования образовательных учреждений.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности управления в сфере образования на муниципальном уровне
Несмотря на то, что местными сообществами на регулярной основе разрабатываются и реализуются специальные программы в образовательной сфере, которые направлены на повышение качества образовательных услуг, на повышение эффективности функционирования образовательных учреждений и на повышение эффективности функционирования системы управления образовательной сферой, на уровне местного сообщества по-прежнему сохраняются проблемные аспекты в образовательной сфере, препятствующие эффективному управлению. К числу таких проблемных аспектов относятся:
- недостаточное финансирование образовательной сферы. Здесь важно подчеркнуть, что расходные статьи муниципальных бюджетов редко финансируются за счет собственных средств муниципальных образований. Иными словами, для муниципальных бюджетов характерен дефицит, и этот дефицит сказывается и на поддержке образовательных учреждений. Недостаточное финансирование приводит к ухудшению материально-технической базы образовательных учреждений, к утечке квалифицированных кадров, к недостаточной информатизации образовательных процессов и др.;
- принципы доступности и качественности образовательных услуг не соблюдаются в виду недостаточного финансирования. Это, в свою очередь, приводит к тому, что права граждан на равные возможности в образовательной сфере не соблюдаются.
Таким образом, в качестве приоритетного направления повышения эффективности управления сферой образования на муниципальном уровне следует назвать повышение эффективности финансового обеспечения образовательной сферы. Такое повышение эффективности не может быть достигнуто усилиями муниципальных образований.