Государственные и муниципальные предприятия – это коммерческие юридические лица, имущество которых составляет собственность Федерации, региона или муниципалитета, учрежденные для функционирования в тех отраслях отечественной экономики, которые имеют стратегическое значение для развития конкретной территории и решения иных социально значимых задач.
Значение повышения эффективности работы государственных и муниципальных предприятиях
Федерация, регионы и муниципалитеты учреждают коммерческие организации за счет соответственно федерального, регионального или муниципального имущества для эффективного решения социально-экономических и иных национальных задач. Государственные и муниципальные организации обычно учреждаются в стратегически важных для развития соответствующей территории отраслях, например, на федеральном уровне такие организации могут создаваться для обеспечения национальной безопасности.
Кроме того, учреждение и функционирование государственных и муниципальных предприятий решает задачи эффективности использования федерального, регионального и местного имущества для обеспечения задач публичного управления.
Таким образом, значение повышения эффективности работы государственных и муниципальных предприятий определяется той ролью, которую они играют:
- в обеспечении социально-экономического развития государства и территорий, его образующих;
- в обеспечении национальной безопасности и обороны государства;
- в обеспечении эффективного использования федерального, регионального или местного имущества для обеспечения роста доходов бюджета и повышения эффективности решения задач публичного управления.
При этом в условиях демократической организации общества и государства, в том числе экономической сферы, публичное влияние, как на государственном, так и на муниципальном уровне, на экономические отношения должно ограничиваться целесообразностью и необходимостью такого влияния. Это связано с тем, что создание государственных и муниципальных предприятий в отдельных секторах отечественной экономики может привести к монополизации этих секторов государством или муниципалитетами, поскольку у частных субъектов не хватит ресурсов для эффективной конкуренции с ними.
Цели повышения эффективности работы государственных и муниципальных предприятий
В качестве приоритетных целей повышения эффективности работы государственных и муниципальных предприятий целесообразно выделить следующие:
- создание и внедрение эффективных контрольных механизмов административного и финансового характера в отношении экономического функционирования государственного или муниципального предприятия;
- ориентация на передачу услуг, которые реализуются государственным или муниципальным предприятием, в сферу частного бизнеса посредством использования инструментов приватизации государственного и муниципального имущества;
- повышение ответственности руководящего состава государственных и муниципальных предприятий для стимулирования их к эффективной законной добросовестной деятельности.
Основные направления повышения эффективности работы государственных и муниципальных предприятий
Значение эффективного функционирования предприятий, учрежденных государством или муниципалитетами или при участии государства или муниципалитетов, связано с необходимостью для обеспечения решения важнейших социально-экономических задач организации эффективного управления имуществом государства и местных сообществ. Иными словами, эффективное управление государственными и муниципальными предприятиями обеспечивает поступление значительного объема ресурсов в доходы бюджета для решения социально и экономически значимых задач, для обеспечения благосостояния российского населения.
Приоритетные цели повышения эффективности работы государственных и муниципальных предприятий предопределяют следующие основные направления совершенствования их работы:
- Повышение контрольных мероприятий за текущей деятельностью государственных и муниципальных предприятий. Для этого целесообразно на федеральном уровне и в региональных отделениях агентства по управлению имуществом государства создавать специальные подразделения, которые будут реализовывать функцию мониторинга в отношении текущей деятельности государственных и муниципальных предприятий, в том числе с предоставлением таким подразделениям возможности оспаривать заключенные предприятиями сделки. Такой мониторинг может быть реализован посредством внедрения информационных технологий, а именно создания единой электронной программы, позволяющей аккумулировать и исследовать отчеты о финансово-хозяйственной деятельности соответствующих предприятий;
- Введение конкурсного отбора на руководящие должности в государственные и муниципальные предприятия посредством индивидуальной оценки претендентов на такие должности. Прежде всего, необходимо установить профессиональные стандарты в отношении руководящих должностей в государственных и муниципальных предприятиях, которые должны обеспечивать привлечение специалистов, имеющих необходимое специальное образование и опыт практической работы на руководящих должностях в соответствующей сфере хозяйственной деятельности. Кроме того, должны оцениваться деловые качества претендентов на руководящие должности, отсутствие аффилированности претендентов и знание требований законодательства в отношении деятельности предприятия;
- Оценка текущей деятельности руководства государственных и муниципальных предприятий. Государственный контрольный орган должен реализовывать мероприятия по мониторингу текущей деятельности руководства предприятия, в частности, активность и инициативность деятельности таких лиц, что может выражаться в проведении и участии в заседаниях, разработке и реализации инициатив и предложений по оптимизации деятельности и др.