Государственная поддержка малого бизнеса в РФ – это специальная управленческая деятельность должностных лиц, органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, направленная на формирование благоприятной экономической среды для реализации населением своих экономических прав, в том числе права реализовывать предпринимательскую деятельность.
Она осуществляется для повышения конкурентоспособности российской экономики, российского продукта и инновационного обновления российской экономики и, как следствие, обеспечения занятости населения, его благосостояния и социально-экономического развития муниципальных, региональных и федеральной территорий.
Сущность и значение государственной поддержки малого бизнеса в РФ
Малое предпринимательство, как демонстрируют экономическая практика всех развитых государств, выступает важнейшим элементом рыночной экономики, обеспечивающим сбалансированное гармоничное социально-экономическое развитие государства.
Малые коммерческие организации по сравнению с крупными организациями более склонны к рисковым управленческим решениям, а значит к внедрению и развитию инноваций, чем определяется их значительная роль в обеспечении экономического роста, высокое влияние на структуру экономики и конкурентоспособность национального продукта.
Малые коммерческие организации решают и другие важные социально-экономические задачи, в частности, они формируют среду для обеспечения занятости населения, не позволяют крупным компаниям монополизировать рынок, его отдельные секторы.
Кроме того, малый бизнес склонен к быстрой адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней экономической среды.
Также необходимо подчеркнуть, что создание малой коммерческой организации требует меньше финансовых, организационных и иных ресурсов, что, в свою очередь, делает этот инструмент наиболее доступным для населения при реализации предпринимательских прав.
В контексте российских экономических реалий малые коммерческие организации способны обеспечить преодоление российской экономикой сырьевой зависимости, обновить экономику за счет разработки и внедрения инноваций и пр.
Указанными обстоятельствами обусловлено значение поддержки малого бизнеса со стороны государства. Поскольку малые коммерческие организации решают важнейшие социально-экономические задачи для прогрессивного развития экономики и ее обновления, государством разрабатывается и реализуется на всех уровнях публичного управления система стратегий, программ, мероприятий по поддержке малых коммерческих организаций.
Содержание системы поддержки малого бизнеса в РФ
В России последние десятилетия разрабатываются и реализуются стратегии, программы и мероприятия, направленные на поддержку и развитие малых коммерческих организаций, для решения задач инновационного обновления экономики, повышения конкурентоспособности отечественной экономики, отечественного продукта, в том числе на международном рынке, и, как следствие, обеспечение благосостояния российского населения.
В развитых экономиках европейских государствах доля малых коммерческих организаций в формировании внутреннего валового продукта составляет от 50 процентов и выше.
В России малый бизнес фактически только начинает формироваться, поэтому крайне важно развивать систему государственной поддержки малых коммерческих организаций.
Поддержка малого бизнеса в РФ реализуется по следующим направлениям:
- поддержка вновь созданных малых коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей;
- стимулирование к использованию форм малого предпринимательства молодежи;
- формирование эффективной инфраструктуры поддержки предпринимателей малого уровня, прежде всего, организация консалтинговой помощи;
- создание и внедрение специальных инструментов поддержки малых предпринимателей, которые занимаются разработкой и внедрением инновационных технологий, в том числе информационных технологий;
- имущественная поддержка субъектов малого бизнеса посредством предоставления на льготных условиях в аренду нежилой недвижимости, техники и пр.;
- обеспечение поручительства по кредитным обязательствам малых коммерческих организаций;
- поддержка малых коммерческих организаций, функционирующих в социально значимых сферах и пр.
Основные направления повышения эффективности поддержки малого бизнеса в РФ
В качестве приоритетных направлений повышения эффективности поддержки малого бизнеса следует назвать:
- стимулирование деловой активности населения, в том числе посредством предоставления государственных консалтинговых услуг. Это направление может быть реализовано посредством организации эффективных информационных ресурсов, где население может получить исчерпывающую информацию относительно инструментов и процедур поддержки малого предпринимательства;
- повышение доступности финансовых ресурсов для малых коммерческих организаций. Названное направление может быть реализовано, прежде всего, посредством стимулирования банковских и иных кредитных организаций к кредитованию малых коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Государство должно расширять систему инструментов в гарантировании кредитных обязательств представителей малого бизнеса;
- сокращение налогового бремени. Давление налоговых обязательств на малый бизнес в России остается достаточно высоким, что актуализирует разработку и внедрение инструментов налоговой поддержки малых предпринимателей в виде льготных режимов. Так, в частности, субъекты малого бизнеса вынуждены оплачивать значительные взносы во внебюджетные фонды в отношении собственных работников, что не позволяет расширить штат, обеспечить необходимый уровень оплаты труда и пр.;
- сокращение административных барьеров для развития малого предпринимательства. Указанное направление, в частности, требует формирования набора инструментов, способных обеспечить оперативную защиту в административном и судебном порядках предпринимательских прав граждан в спорах с органами и должностными лицами публичного управления и др.