Специфика и свойства государственного управления
Государственное управление представляет собой особую разновидность социального управления. От всех остальных видов управления государственное управление отличается определенным набором свойств, определяющих его потенциал.
К числу свойств государственного управления относятся следующие:
- во-первых, наличие определяющего влияния субъекта управления, то есть государства, на характер осуществляемых им воздействий целенаправленного, организующего и регулирующего содержания. Несмотря на существование различных подходов в трактовке государства все специалисты сходятся в признании в нем мощной властной силы. Именно в наличии этой силы и состоит отличие государства от иных общественных институтов. Государство призвано осуществлять по отношению к обществу государственную власть, которую это общество признает в силу разнообразных причин, и в том числе в связи с наличием властной силы. Определенные разновидности власти существуют в рамках семьи, групп людей, коллективов, однако все эти виды власти несопоставимы с государственной властью, имеющей в своей основе легитимность, обеспечиваемую органами государственного управления, обладающими средствами принуждения. Таким образом, государственная власть состоит не в намерениях, призывах, чувствах, а обеспечивается возможностью силового давления;
- во-вторых, распространенность государственного управления на все общество и более того за пределы этого общества на общества граждан иностранных государств, реализуемая посредством проведения государственной международной политики. При этом не следует понимать государственное управление как форму вмешательства во все стороны жизнедеятельности людей, такая ситуация характерна только для тоталитарных обществ, но и в этом случае она имеет определенные ограничения, обусловленные невозможностью установления всестороннего контроля за жизнью каждого человека. Государство воплощает в себе исторически выработанные закономерности развития общества и управления им, определяющие направленность общественного развития на совершенствование системы государственного управления. Свобода личности в государстве достигается не в противовес ему, а с его помощью. Общество не должно стремиться к устранению государства из определенной сферы жизнедеятельности, а должно обеспечивать формирование общественного поведения, осуществляемого только в рамках закона. Таким образом, в правовом демократическом государстве распространенность государственного управления в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности обусловлена необходимостью и уровнем его законодательного регулирования, закрепляющего определенные нормы и правила поведения. При этом на различных этапах исторического развития общества содержание и характер, а также глубина проникновения государства в регулировании общественной жизнедеятельности подлежит изменению;
- в-третьих, системность государственного управления, обусловленная сложностью и многогранностью государства как общественного явления и субъекта управления. Отсутствие этого свойства определяет невозможность государственного управления в отличие от иных разновидностей управленческой деятельности. В осуществлении государственного управления принимает участие множество индивидов, государственных органов и иных структур, системное управление которыми обеспечивает согласованность их действий и эффективность достигаемых результатов. Кроме того, государственное управление и его осуществления связано со значительными затратами различных видов ресурсов, использование которых будет неэффективным в условиях несистемности государственного управления. Таким образом, свойство системности является принципиально значимым для государственного управления. Все вышесказанное позволяет определить государственное управление как воздействие государственных органов практического, организующего и регулирующего характера на жизнедеятельность общества и его отдельных представителей с целью сохранения, упорядочение и преобразования на основе властной силы.
Понятие и сущность потенциала государственного правления
Потенциал государственного управление выступает в качестве важнейшей характеристики любого политического режима.
Под потенциалом государственного управления следует понимать степень вмешательства органов государственного управления в негосударственные ресурсы, межличностные связи и деятельность, а также в процесс перераспределения материальных благ.
Высокий уровень потенциала государственного управления подразумевает отсутствие необходимости у государственных органов осуществление консультаций и процедур обсуждения действий правительства с населением страны.
Потенциал государственного управления не идентичен понятию его эффективности, поскольку на пути реализации этого потенциала существует огромное количество препятствий, которые зачастую не позволяют ему раскрыться в полном объеме. Реализации потенциала государственного управления часто мешает бюрократическая составляющая власти, рассматривающая государственное управление как разновидность бизнеса, пусть и незаконного.
Государственная власть адекватно отражает интересы и потребности гражданского общества только в том случае, если посредством существующей системы органов государственного управления, государственных служащих и иных участников управленческого процесса обеспечивает:
- восприятие всей совокупности существующих интересов населения государства, коллективного и личного содержания, общего и специфического содержания, долгосрочного и краткосрочного характера, исторического и конкретного наполнения и так далее;
- объективную, справедливую и оперативную оценку актуальности и приоритетности общественных интересов и их представления в форме правовых элементов и организационных действий, реализуемых равнозначно по отношению ко всем объектам управления;
- практическую реализацию общественных интересов посредством сосредоточения всех имеющихся в его распоряжении ресурсов, возможностей и сил, направленных на удовлетворение запросов населения страны.