Послание Президента РФ Федеральному Собранию – это обращение главы государства к высшему представительному органу власти в лице парламента, осуществляемое на ежегодной основе с целью определения курса развития государства и подведения итогов.
Сущность и назначение послания российского Президента Федеральному Собранию
Российский Президент на ежегодной основе обращается к Федеральному Собранию с определенным программным политико-правовым документом, который призван отражать видение российским Президентом стратегии развития государства на ближайшую перспективу. Президентское послание российскому Парламенту включает в себя следующие элементы:
- во-первых, политические положение;
- во-вторых, экономическое положение;
- в-третьих, идеологическое положение;
- в-четвертых, конкретные предложения по организации законотворческой работы Федерального Собрания.
Такая форма взаимодействия главы государства и представительного органа власти является исторически оправданной и распространенной. Более того, можно сказать, что она носит традиционный характер. В советское время такие послания не осуществлялись, однако их роль в определенной мере выполняли отчетные доклады Генерального секретаря ЦК КПСС на съездах Коммунистической партии.
История должности российского Президента в современной форме начинается с 1991 года, когда был принят закон РСФСР «О президенте РСФСР». Эта норма предусматривала обращение главы государства к высшему законодательному органу власти с посланиями на ежегодной основе.
До принятия Современной российской Конституции президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин обращался с посланиями несколько раз, но в качестве адресата выступало не Федеральное собрание или Съезд народных депутатов, а непосредственно население России. В частности, в одном из таких обращений он призывал население осуществить сбор подписей за проведение референдума относительно доверия главе государства.
Принятие в 1993 году российской Конституции, действующей в настоящее время, поставило обращение Президента к Федеральному Собранию на ежегодную основу. Впервые в этой форме послание Президента Федеральному Собранию прозвучало в феврале 1994 года.
Характеристика конституционно-правового статуса обращения российского Президента к Федеральному Собранию
Российская Конституция прямо устанавливает обязательность обращения Президента Российской Федерации с посланиями на ежегодной основе в адрес Федерального Собрания. Это закреплено в статье 84 российской Конституции. При этом послание Президента Федеральному Собранию нельзя считать в полной мере нормативно-правовым актом президентского уровня, оно не наделено юридической силой. Законодательство также не требует и не устанавливает какой-либо формы реагирования высшего представительного органа власти на содержание президентского послания.
Конституционная природа президентского послания не позволяет расценивать его в качестве юридического документа президентского уровня. Это обусловлено тем, что российская Конституция предусматривает только два вида правовых актов, издаваемых российским Президентом – в форме указов и распоряжений. При этом не следует отрицать значимость президентского послания в качестве политического и программного документа, который по сути адресован не только Федеральному Собранию, но и другим органам государственного и муниципального управления, а также российскому населению. В определенной мере адресатом в послании выступает и весь мир за пределами российской территории.
Как результат, президентское послание высшему представительному органу власти можно рассматривать в качестве политического акта, наделенного элементами распорядительных функций, а также в качестве нормативно-политической формы функционирования главы российского государства.
Характеристика формы и содержания президентского послания Федеральному Собранию
Российский Президент самостоятельно определяет содержание и форму своего послания Федеральному Собранию. Не существует каких-либо специальных правил, регламентирующих эти вопросы. При этом Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» предусмотрено включение в президентское послание специального раздела, который посвящается анализу исполнения программы развития Российской Федерации в социально-экономическом плане на среднесрочную перспективу, а также уточнение содержания этой программы с установлением задач на будущий год. При этом надо отметить, что российский Президент эти требования на практике не всегда соблюдает.
Верхняя и нижняя палата российского Парламента по итогам президентского обращения зачастую осуществляет издание специальных постановлений, призванных обеспечить реализацию мероприятий, намеченных в президентском обращении.
Со стороны органов власти исполнительного характера федерального уровня также наличествует реакция на обращение главы государства в форме принятия правовых актов, определяющих меры, направленные на реализацию поставленных главой государства задач.
Типовой регламент, регулирующий внутреннюю организацию деятельности органов власти федерального уровня, предусматривает необходимость учета обращений Президента Федеральному Собраниюпри планировании работы федеральных органов власти исполнительного характера.
На региональном уровне органы власти также принимают правовые акты, направленные на поддержку содержания президентских обращение Федеральному Собранию.
Таким образом, президентские послания высшему представительному органу власти имеют не только огромное политическое значение, но и оказывают воздействие на законодательный и нормотворческий процесс на всех уровнях государственной власти.
Федеральное Собрание заслушивает президентские обращения в разные периоды времени года. Так, в 2021 году послание заслуженно в апреле, в 2020 году в январе, в 2019 – в феврале и так далее.