Прекращение государственной службы – это закрепленный в законодательстве регламент прекращения отношений между государственным органом и государственным служащим, возникших при поступлении последнего на государственную службу.
Сущность и основания прекращения государственной службы
Прекращение государственной службы сводится к исключению государственного служащего из списка служащих, которые занимают в органе государственного управления штатную должность государственной службы. Зачастую прекращение государственной службы выступает одновременно и окончанием карьеры государственного служащего. В некоторых случаях прекращение государственной службы обусловлено изменением служебного статуса, например, при переходе на государственную службу в другой орган государственной власти.
Основания для прекращения государственной службы закреплены в законодательстве об этой службе и трудовом законодательстве.
К числу оснований прекращения несения государственной службы относятся:
- во-первых, гибель и смерть государственного служащего;
- во-вторых, увольнение государственного служащего в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством;
- в-третьих, выход государственного служащего на пенсию.
Второе основание является самым распространенным в отношении прекращения государственной службы.
Прекращение государственной службы подлежит оформлению правовым актом органа государственного управления.
Законодательство запрещает представителям работодателя прекращение государственной службы по отношению к государственным служащим, находящимся на больничном или в отпуске.
Представители работодателя в лице органа государственного управления налагают обязанность письменного информирования выборного профсоюзного органа государственного управления о возможном расторжении контракта с государственным служащим.
Особенности увольнения государственного служащего в качестве причины прекращения государственной службы
Порядок увольнения государственного служащего, прекращающего свою государственную службу, строго регламентируется законодательством. К числу нормативных актов, регулирующих порядок увольнения государственных служащих, относятся:
- во-первых, Трудовой кодекс России;
- во-вторых, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которых осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих при замещении должности государственной службы, при ее несении, прекращении и увольнении;
- в-третьих, федеральные законы, регулирующие виды государственной службы, государственно служебные отношения в разных органах государственного управления;
- в-четвертых, законы регионального уровня, осуществляющие регулирование вопросов государственной службы;
- в-пятых, прочие нормативно-правовые акты по вопросам государственной службы.
Увольнение государственного служащего может осуществляться:
- во-первых, по инициативе представителя работодателя;
- во-вторых, по инициативе самого государственного служащего.
В случае увольнения госслужащего по инициативе работодателя допускается увольнение по следующим основаниям:
- превышение предела возраста государственного служащего, установленного для государственной службы. Максимальный возраст пребывания на государственной службе Российской Федерации составляет 65 лет;
- прекращение российского гражданства. В качестве одного из принципиальных требований к государственному служащему выступает наличие у него российского гражданства. Исключение составляет возможность поступления иностранных граждан на военную службу на контрактной основе;
- установление факта несоблюдения госслужащим ограничений и обязанностей, установленных федеральным законодательством по отношению к государственным служащим. Данное основание требует наличия доказательств совершенного нарушения;
- установление факта разглашения государственной и иной охраняемой законом тайны;
- иные основание, предусмотренные законодательством.
К числу таких оснований можно отнести:
- признание недееспособности или ограниченной дееспособности государственного служащего в судебном порядке;
- лишение государственного служащего права на замещение определенных должностей государственной службы в соответствии с решением суда;
- нетрудоспособность государственного служащего, подтвержденная соответствующим медицинским заключением;
- отказ государственного служащего от прохождения процедуры допуска государственный и другой охраняемой законом тайны.
Перечень общих оснований для прекращения государственной службы
Законодательство предусматривает перечень общих оснований для прекращения госслужбы, к числу таких оснований можно отнести:
- соглашение государственного служащего и представителя работодателя о прекращении служебного контракта;
- истечение срока действия служебного контракта;
- инициатива государственного служащего к расторжению служебного контракта;
- инициатива представителя работодателя к расторжению служебного контракта;
- просьба или согласие государственного служащего на перевод в другой орган государственного управления или другой вид государственной службы;
- отказ от предложений по замещению должностей государственной службы, повышения квалификации, переподготовки со стороны госслужащего в условиях сокращения должности государственной службы;
- отказ от другой должности государственной службы со стороны госслужащего при существенном изменении условий служебного контракта;
- отказ от перевода на другую должность государственной службы в связи с состоянием здоровья или отсутствием аналогичной должности со стороны госслужащего;
- отказ со стороны госслужащего от перевода в другую местность в связи со сменой места функционирования органа государственного управления;
- обстоятельства, которые не зависят от сторон служебного контракта и так далее.