Поручение российского Президента – это служебный документ, который содержит поручение конкретному адресату от Президента Российской Федерации.
Сущность поручений Президента Российской Федерации
Правовую основу исполнения поручений российского Президента обеспечивает президентский указ 2011 года, утверждающий Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации.
Поручение российского Президента представляет собой служебный документ, который издается российским Президентом. Поручение не имеет статуса нормативно-правового акта и не включает в свой состав правовые нормы. На поручение не распространяется порядок обязательной публикации. Отличительной особенностью президентского поручения является наличие конкретного адресата в лице органа государственной власти, должностного лица или организации.
Поручения российского Президента даются им для обеспечения реализации его конституционных полномочий. Поручения российского Президента содержатся:
- в указах российского Президента;
- в распоряжениях российского Президента;
- в директивах российского Президента.
Также поручения российского Президента могут быть оформлены бланками со словом «поручение» или в виде перечня поручений.
Обязательным элементом поручения российского Президента является фамилии и инициалы должностных лиц, в адрес которых дается это поручение, также в нем должны быть указаны сроки, устанавливаемые для надлежащего исполнения поручения.
Процесс подготовки поручений российского Президента возложен на его Администрацию. Руководитель президентской Администрации отвечает за утверждение порядка подготовки проектов президентских поручений и перечень требований к их оформлению.
Президентское поручение носит обязательный характер только в отношении тех, кто выступает его адресатом. Практика показывает, что поручения российского Президента зачастую становятся основой для издания нормативно-правовых актов, реализации каких-либо мер органами государственной власти. Поправки российской Конституции 2020 года узаконили президентское поручение в качестве документа на конституционном уровне впервые.
Особенности исполнения поручений Президента Российской Федерации
На исполнителя поручения российского Президента возложена обязанность представления доклада на имя Президента, отражающего результаты исполнения поручения. При наличии нескольких исполнителей в поручении российского Президента доклад осуществляет исполнитель, который идет в этом поручении первым. На этого же исполнителя возлагается ответственность за своевременность представления доклада. Указанный доклад подлежит рассмотрению президентской администрации и последующему докладу непосредственно российскому Президенту.
Если результатом исполнения президентского поручения является внесение проекта федерального закона на рассмотрение Государственной Думы, издание президентского акта или правительственного акта, то доклад заменяется представлением информации об исполнении в Контрольное управление российского Президента.
В случае, если президентское поручение невозможно исполнить в установленный срок, на исполнителя возлагается обязанность представления на имя российского Президента обоснованных предложении по корректировке срока исполнения не позднее чем по истечении половины ранее установленного срока.
При наличии обстоятельств, которые препятствуют надлежащему исполнению президентского поручения в установленный срок, на исполнителя поручения возлагается обязанность представления на имя российского Президента доклада, включающего в себя:
- во-первых, перечень причин, которые препятствуют своевременному исполнению президентского поручения;
- во-вторых, перечень конкретных мер, которые принимаются для обеспечения исполнения президентского поручения;
- в-третьих, предложения относительно продления срока исполнения президентского поручения.
Корректировка срока исполнения президентского поручения, его продление осуществляется российским Президентом, руководителем его Администрации, помощником российского Президента в лице начальника Контрольного управления.
В случае двукратного продления срока исполнения президентского поручения решение о дальнейшем продлении срока исполнения принимается только российским президентом или руководителем его администрации. В том случае если срок исполнения президентского поручения продлялся три и более раз, дальнейшее продление срока осуществляется только российским президентом.
Администрация осуществляет подготовку заключения относительно обоснованности внесенных исполнителем поручения предложений о продлении сроков его исполнения.
Президентское поручение снимается с контроля российским Президентом, руководителем его Администрации или президентским помощником в лице начальника Контрольного управления. В случае продления срока исполнения президентского поручения решение о снятии такого поручения с контроля осуществляется только Президентом Российской Федерации.
Контроль исполнения поручений российского Президента возложен на Администрацию Президента. Порядок осуществления контроля исполнения поручений российского Президента устанавливается Руководителем президентской Администрации.
Обязанность регулярного информирования российского Президента относительно хода исполнения его поручений возлагается на:
- во-первых, руководителя президентской Администрации;
- во-вторых, помощника российского Президента в лице начальника Контрольного управления.
При несвоевременном или ненадлежащим исполнении президентских поручений обязанность внесения предложения относительно привлечения виновных должностных лиц к ответственности возложена на:
- во-первых, руководителя президентской Администрации;
- во-вторых, помощника российского Президента в лице начальника Контрольного управления.