Понятие и сущность муниципального образования
В российском законодательстве нет конкретного определения термина «муниципальное образование».
В наиболее общем виде под муниципальным образованием следует понимать часть территории страны, в границах которой реализуется местное самоуправление.
Введение термина «муниципальное образование» обусловлено объективными причинами. Сложное федеративное и национальное устройство Российской Федерации обусловило возникновение различных терминов, обозначающих отдельные населенные пункты и территории. В связи с этим с юридической позиции была необходима унификация понятий, позволяющих обозначать различные населенные пункты одним термином.
В законе, регулирующем порядок осуществления местного самоуправления, муниципальное образование определяется как перечень видов различных населенных пунктов, таких как поселение городского или сельского типа, муниципальный район, внутригородская территория города федерального значения или городской округ.
В менее общем виде под муниципальным образованием следует понимать часть территории страны, имеющую выборные органы муниципального управления, муниципальную собственность и муниципальный бюджет.
Муниципальное образование можно охарактеризовать через наличие следующих признаков:
- во-первых, наличие территории, имеющей определенные границы;
- во-вторых, наличие определенной компетенции, выражающейся в имеющихся полномочиях по решению вопросов, значимых для данного муниципального образования;
- в-третьих, наличие экономической основы, формируемой имуществом, находящимся в муниципальной собственности, средствами муниципального бюджета и имущественными правами;
- в-четвертых, наличие организационных документов, таких как устав и нормативно-правовые акты локального уровня;
- в-пятых, наличие права на создание собственной официальной символики, например, гимна, герба и так далее.
Основные виды муниципальных образований
В соответствии с законодательством Российской Федерации можно выделить несколько основных видов муниципальных образований:
- во-первых, поселение, подразделяемое в зависимости от назначения на городской или сельский тип;
- во-вторых, муниципальный район;
- в-третьих, городской округ;
- в-четвертых, внутригородская территория города федерального значения.
Федеральное российское законодательство дает определение каждому виду муниципального образования.
Однако общей характеристикой всех этих определений является то, что их содержание сводится к наличию на территории муниципального образования местного самоуправления.
В связи с этим указанные муниципальные образования можно охарактеризовать следующим образом:
- Поселение городского типа представляет собой поселок или город, на территории которого осуществляется муниципальное управление;
- Поселение сельского типа представляет собой сельский населенный пункт или их объединение, на территории которого осуществляется муниципальное управление;
- Муниципальный район представляет собой объединение нескольких поселений или объединение поселений и межселенных территорий, в рамках которого осуществляется муниципальное управление;
- Городской округ представляет собой поселение городского типа, не входящее в структуру муниципального района и осуществляющее на своей территории муниципальное управление;
- Внутригородская территория городов федерального значения представляет собой часть территории этих городов, в границах которой осуществляется местное самоуправление.
Влияние видов муниципального образования на объем полномочия местного самоуправления
Вид муниципального образования имеет значение при определении вопросов, полномочиями на решение которых обладает это муниципальное образование.
Состав вопросов, которые может решать муниципальный уровень власти, в каждой из разновидностей муниципальных образований определен главой 3 Федерального закона, регулирующего вопросы местного самоуправления.
Так, к примеру, поселения городского и сельского типа имеют право самостоятельно решать такие вопросы как проектирование бюджета поселения, его исполнение и контроль, ведение или отмена местных налогов, распоряжение имуществом городского или сельского поселения, организация коммунального снабжения, осуществление дорожной деятельности, обеспечение жильем малоимущих слоев населения, решение вопросов досуга, культурного развития и сохранение культурного наследия, создания условий для творчества, занятия физической культурой и спортом и так далее. Поселения городского и сельского типа призваны решать наиболее широкий спектр вопросов местного значения.
Также поселения городского и сельского типа наделены правом решения вопросов, не относящихся к вопросам местного значения. Примером таких вопросов является формирование музеев на территории поселения, нотариальная деятельность, деятельность по опеке и попечительству, формирование муниципальной пожарной службы и прочее.
Муниципальные районы решают иные вопросы местного значения, хотя в определенной мере они совпадают с вопросами городских и сельских поселений. Муниципальные районы также могут формировать и использовать собственный бюджет, устанавливать налоги, осуществлять распоряжение своим имуществом, участвовать в предупреждении чрезвычайных ситуаций, оказывать населению медицинскую помощь, проводить мероприятия по охране окружающей среды, выполнить профилактику терроризма и так далее.
Городские округа также формирует собственные бюджеты, распоряжаются имуществом, устанавливают и отменяют налоги, ведут дорожную деятельность, создают условия для эффективного транспортного обслуживания, принимают меры для укрепления согласия население, обеспечивают общественный порядок, пожарную безопасность, создают условия для обеспечения жителей городского округа различными услугами и так далее.