Сущность муниципального образования с социальной точки зрения
Муниципальное образование с социальной точки зрения трактуется как социально-экономическая система, локализованная на конкретной территории и выступающая в качестве подсистемы региональной и национальной социально-экономических систем.
Муниципальное образование как социальная система состоит из ряда взаимодействующих и взаимозависимых элементов. Такое свойство как локальность муниципального образования определяется Конституцией Российской Федерации, гарантирующей обособленность местного самоуправления.
С социальной точки зрения муниципальное образование можно охарактеризовать следующим образом:
- во-первых, муниципальное образование является первичной территориальной ячейкой народного хозяйства, представляющей собой сообщество населения муниципального образования, осуществляющее совместное производство, ведущее совместное муниципальное хозяйство;
- во-вторых, муниципальное образование представляет собой совокупность производственных и социальных объектов;
- в-третьих, муниципальное образование выступает в качестве социального производственного комплекса, призванного обеспечивать эффективное взаимодействие социальной и производственной составляющей, а также их динамичное развитие.
Муниципальное образование с социальной точки зрения характеризуются определенной свободой выбора формы деятельности, представляя собой единую структуру взаимосвязанных элементов, совместно функционирующих ради достижения определенной цели.
Муниципальное образование представляет собой искусственную структуру, поскольку создано и управляется людьми, которые и представляют собой главный и определяющий компонент этой структуры. Каждая составляющая муниципального образования как социально-экономической структуры сама является самостоятельной социально-экономической структурой.
Муниципальное образование также является динамической системой, поскольку постоянно меняется. Изменения, происходящие в муниципальном образовании, именуются процессами. Муниципальное образование также являются системой, характеризуемой определенной вероятностью.
Свойства муниципального образования как социальной системы
Муниципальное образование как социальная система представляет собой совокупность определенных структурных элементов и связей, существующих между ними.
Данная система взаимодействует с внешней средой, объединяясь с ней, и осуществляет распределение ограниченных ресурсов в соответствии с установленными целями и задачами деятельности.
Муниципальное образование как социальная система характеризуется такое объективной составляющей как направленность. В соответствии с законодательством Российской Федерации целью муниципального управления выступает самостоятельное и ответственное решение населением вопросов местного значения на основе интересов этого населения с учетом исторических и иных традиций. Следовательно, цель муниципального образования состоит в максимальном удовлетворении общественных и индивидуальных потребностей населения муниципального образования в рамках действующего законодательства и общепринятых моральных норм.
Муниципальное образование как социальная система отвечает ряду общесистемных и специфических свойств, к числу которых следует отнести:
- свойство целостности, выражающее внутреннее единство муниципального образования и несводимость его свойств к свойствам отдельных составляющих;
- свойство интегративности, выступающее как свойство включения в систему отдельных элементов, утративших свои индивидуальные свойства, но вносящих изменения в функционирование всего муниципального образования;
- свойство многовариантности, выражающееся в наличии многообразия форм использования ресурсов муниципального образования;
- свойство адаптивности, выражающееся в наличие способности приспособления к динамично изменяющимся условиям внутренней и внешней среды;
- свойства изоморфизма, выражающееся в соответствии территориальной структуры муниципального образования аналогичной структуре на уровне региона и федерации в целом;
- свойство синергизма, выражающееся в объединении различных видов ресурсов на локально ограниченной территории с целью эффективного решения вопросов местного значения;
- свойство устойчивости, выражающееся в обеспечении муниципального образования элементами самоорганизации, например, дифференциации и лабильности.
Помимо этого муниципальное образование обладает определенными специфическими свойствами, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, различная степень активности составляющих, входящих в структуру муниципального образования как социальной системы, характеризующая различную степень их вовлеченности в процесс общественного воспроизводства;
- во-вторых, наличие опорных и промежуточных элементов в составе муниципального образования, позволяющих выявить приоритетный сектор муниципального образования.
Вся совокупность свойств присущих муниципальным образованием позволяет охарактеризовать их следующим образом:
- наличие структуры иерархии и определенные схемы взаимодействия элементов системы;
- существование тесной взаимосвязи с иными социальными системами более крупного масштаба и внешней средой;
- наличие способности к адаптации к меняющимся условиям внешней среды, выработке вариантов поведения изменения собственной структуры при сохранении целостности и свойства главного предназначения;
- существование предела возможностей, ограниченных наличием имеющихся ресурсов;
- комплексность характера управления;
- необратимость характера развития социального муниципального образования;
- отсутствие стабильности в отдельных характеристик муниципального образования как социальной системы, непредсказуемость поведение в определенных условиях.