Взаимосвязь муниципальных образований и государства
Публичное управление на местном уровне реализуется в рамках муниципальных образований. Муниципальное образование формируется, в свою очередь, в рамках административно-территориальной единицы и предполагает автономию. Так, местные органы, через которые муниципальным образованием реализуются собственные правомочия, являются органами самоуправления, они не входят в систему органов публичной власти государства, иерархически не подчинены государственным органам. При этом необходимо отметить, что автономия муниципальных образований носит относительный характер:
- во-первых, муниципальное образование включено в систему общественно-политических отношений государства, наличествуют прямые связи между местными органами и региональными органами, между местными и федеральными. Очевидно, что муниципальное образование не может функционировать автономно внутри государства, оно подчинено общей политике государства и его деятельность направлена на реализацию гарантированных государством прав населения на местном уровне;
- во-вторых, принципы функционирования местной системы власти подчинены установленным государством в законе требованиям;
- в-третьих, между муниципальным образованием и государством существуют финансовые взаимоотношения: органы местного самоуправления нередко финансируется государством, а потому во многом от него зависят;
- в-четвертых, муниципальное образование реализует отдельные государственные полномочия и, соответственно, за эффективность реализации таких полномочий несут ответственность перед государством.
Основные права муниципальных образований
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения, в решении которых муниципальные образования обладают самостоятельностью. Для решения названных управленческих задач муниципальное образование наделено законом соответствующими правомочиями.
Перечень полномочий муниципальных образований определяется, в том числе и в зависимости от вида муниципального образования. Так, выделяют следующие виды муниципальных образований:
- сельское поселение как объединение нескольких сельских населенных пунктов (это могут быть деревни, станицы и т. п.), где реализуется местное самоуправление непосредственно или через систему местных органов. В состав поселение может входить и отдельный сельский населенный пункт;
- городское поселение, в свою очередь, представляет собой город или поселок с территорией, которая к нему прилегает, где реализуется местное самоуправление непосредственно или через систему местных органов. Этот вид административно-территориального деления муниципальных образований может включать и сельские населенные пункты, которые не выступают самостоятельными сельскими поселениями, то есть не образуют муниципальное образование;
- муниципальный район, который объединяет несколько поселений (городских, сельских), а также может включать территорию между такими поселениями. Данный вид муниципального образования предполагает самостоятельное решение межпоселенческих вопросов;
- городской район объединяет территории, не являющиеся муниципальными образованиями.
Кроме того, в качестве муниципальных образований выделяют внутригородские районы и внутригородские территории.
К числу прав указанных выше видов муниципальных образований относятся:
- право самостоятельной разработки и рассмотрения местного бюджета, его утверждение и исполнение, а также контроль его исполнения;
- право введения местного налога или сбора и его изменения или отмены;
- право на участие муниципального образования в установлении его территории;
- право владения и распоряжения муниципальной собственностью;
- право использования объектов культурного наследия, которые находятся на территории муниципального образования и др.
Итак, к числу основных прав муниципального образования относится право самостоятельного управления и распоряжения своими финансово-материальными ресурсами, в том числе и право их самостоятельного привлечения.
Реализация названного права предполагает необходимость соблюдения следующих принципов. Это:
- достаточность собственных материальных ресурсов и соответствие их объему реализуемых муниципальным образованием полномочий, а также объему полномочий, которые переданы муниципальному образованию государством;
- возможность свободного распоряжения муниципальными органами материальными ресурсами при осуществлении собственных полномочий;
- формирование материально-финансовых ресурсов муниципального образования и за счет собственных доходов, в том числе доходов от реализации имущества, сбора местных налогов и пр.;
- наличие государственных инструментов для предоставления финансово-материальной поддержки экономически более слабым территориям;
Реализуя рассматриваемые финансово-экономические права, муниципальное образование обладает следующими правомочиями:
- самостоятельно установить порядок разработки и рассмотрения проекта местного бюджета;
- предусмотреть процедуру контроля исполнения бюджета;
- самостоятельно установить процедуру направления доходов в местный бюджет, в том числе доходов от реализации полномочий собственника в отношении муниципального имущества, местных налогов и сборов, других доходов.
Еще одним важнейшим правом предоставленным государством муниципальному образованию является возможность муниципального образования участвовать в решении вопроса определения его территории, границ такой территории.
Так, реализация названного права предполагает учет мнения населения при решении вопроса о территории муниципального образования, в том числе путем проведения опроса местного населения, местного референдума, также названный вопрос может быть рассмотрен на сходе граждан или рассмотрен местным представительным органом.