Особенности российской системы образования
В основе построения российской системы образования находится линейно-функциональная схема: управление организовано вертикальным образом, в соответствии с которым распределение функций осуществляется по формирующимся уровням управления.
Иерархию организации образования можно построить следующим образом: российская образовательная система – образовательная система регионального уровня – образовательная система муниципального уровня – образовательные учреждения.
Российская система образования включает в себя следующие единицы:
- Совокупность всех установленных законодательством требований к осуществлению и организации образовательного процесса;
- Систему организаций, осуществляющих предоставление образовательных услуг, а также совокупность педагогических работников, непосредственно предоставляющих образовательные услуги, и родителей, выступающих в качестве законных представителей обучающихся, а также самих обучающихся;
- Органы управления системой образования;
- Организации, которые осуществляет обеспечение качества образовательной деятельности;
- Объединение работодателей, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Сущность муниципальной системы образования
Образовательная система муниципального уровня выступает в качестве подсистемы федеральной системы образования, реализуемой на территории конкретного муниципального образования.
Под муниципальной системой образования понимают систему образования, организованную на территории муниципального образования и контролируемую муниципальными властями.
Муниципальная система образования выступает в качестве части федеральной системы образования, с одной стороны, и в тоже время обладает определенными особенностями, с другой стороны. На систему образования муниципального уровня оказывает существенное влияние история развития муниципального образования и совокупность местных традиций.
Типы образовательных учреждений муниципальной образовательной системы
Муниципальная образовательная система осуществляет свою деятельность через различные типы образовательных учреждений, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, дошкольные образовательные организации, которые призваны реализовать программы дошкольного образования, а также дополнительные общеразвивающие программы. Примером таких образовательных учреждений является ясли и детские сады;
- во-вторых, общеобразовательные организации, которые призваны реализовать образовательные программы общего начального, основного, среднего образования. Примером таких образовательных учреждений являются школы, лицеи, гимназии, школы-интернаты, кадетские школы и прочее;
- в-третьих, организации дополнительного образования, осуществляющее реализацию дополнительных образовательных программ. Примером таких образовательных учреждений являются клубы, дома творчества, специализированные школы, например, музыкальные или спортивные, образовательные центры, дворцы и так далее.
Существующая система муниципальных образовательных учреждений призвана обеспечивать удовлетворение потребностей населения муниципального образования в образовательных услугах.
Муниципальная образовательная система действует в интересах населения муниципального образования, обеспечивая реализацию одного из основных направлений комплексного развития территорий муниципального образования.
Особенности управления муниципальной образовательной системой
Управление муниципальной образовательной системой представляет собой сложный и ответственный процесс, призванный обеспечивать наиболее эффективную реализацию функций данной системы.
Характеристика муниципальной образовательной системы определяется: составом образовательных услуг, их доступностью, наличием возможности предоставления дополнительных образовательных услуг на платной основе, а также качеством оказания образовательных услуг.
Управление муниципальной образовательной системы ориентировано на обеспечение удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах на принципах разнообразия, доступности, качества и релевантности.
Особенностью осуществления управления муниципальной образовательной системы является ограниченность ресурсов, в том числе финансовых, ставящая органы муниципального управления перед выбором приоритетных направлений развития образовательной системы. В основе деятельности муниципальных образовательных организаций заложен принцип общедоступности и бесплатности, что налагает на органы муниципального управления необходимость обеспечивать их финансирование на уровне, гарантирующем высокое качество оказания образовательных услуг.
Система муниципального управления образованием подразумевает наличие специализированного органа муниципального управления образованием, который осуществляет руководство и контроль подведомственных муниципальных образовательных организаций.
Полномочия муниципального органа управления образовательной деятельностью на территории муниципального образования подразумевает возможность давать указания подведомственным учреждениям образования и реализовать иные полномочия, которыми данный орган наделен в соответствии с законодательством.
Важнейшей задачей управления муниципальной системой образования является формирование ее структуры с точки зрения оптимальности, обеспечивающей соответствие этой системы интересам населения муниципального образования и государства. Решение этой задачи подразумевает организацию прогнозирования развития муниципальной системы образования, позволяющего определить потенциальную потребность в местах в муниципальных образовательных учреждениях. Система прогнозирования позволяет регулировать численность образовательных учреждений, обеспечивая реальные потребности населения муниципального образования в образовательных услугах.