Значение автономности муниципального образования
Вслед за международно-правовыми актами Конституция России гарантировала населению право на местное самоуправление, то есть возможность самостоятельно решать вопросы жизнедеятельности местного сообщества.
Значение организации автономной публичной власти на уровне муниципального образования заключается в следующем:
- автономность и самостоятельность публичного управления муниципальным образованием позволяет на основе интересов местного сообщества сформировать среду для эффективного экономического развития муниципалитета в целом и отдельной личности;
- эффективное решение вопросов местного значения на уровне муниципального образования обеспечивает целостность государственной территории, стабильность государственно-политического устройства, прогрессивное социально-экономическое развитие страны в целом и решение иных задач государственного управления.
Самостоятельность и автономность организации публичного управления на уровне муниципального образования являются гарантиями демократического политического режима, народного суверенитета, обеспечения прав личности и необходимыми условиями становления и функционирования правового государства и гражданского общества.
При этом автономность и самостоятельность муниципального управления предполагают не только гарантирование права населения на местное самоуправление, но и возложение обязанности на население муниципального образования по разрешению вопросов, отнесенных к вопросам местного значения федеральным законодательством. Иными словами, автономное местное самоуправление позволяет формировать институты гражданского общества, в том числе институты непосредственной демократии.
Вопросы организации жизнедеятельности местного сообщества – это те публичные дела населения муниципалитета, которые ему целесообразно разрешать непосредственно или через своих представителей в системе органов муниципального управления.
Автономность публичного управления на муниципальном уровне предполагает наличие собственной компетенции, собственного имущества, собственных финансовых бюджетных средств для организации и непосредственного разрешения вопросов местного значения.
Автономность муниципального образования в решении вопросов местного значения
Автономность муниципального образования находит выражение в закреплении на федеральном законодательном уровне вопросов, которые отнесены к ведению местного самоуправления и могут быть разрешены только непосредственно населением или органами муниципальной власти.
Так, в число вопросов местного значения государством включены следующие:
- подготовка проекта муниципального бюджета, его рассмотрение и утверждение, реализация и контроль реализации;
- введение местного налога, изменение ранее введенного местного налога или отмена налога;
- реализация правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении вещей и имущественных прав, составляющих муниципальную собственность;
- обеспечение населения в пределах муниципального образования коммунальными ресурсами;
- обеспечение сохранности и строительства автомобильных дорог на территории муниципального образования, организации парковочных мест, а также обеспечение безопасности дорожного движения;
- обеспечение нуждающегося и малоимущего населения муниципального образования жильем;
- формирование условий для обслуживания транспортных нужд населения муниципального образования;
- профилактика терроризма и ликвидация его последствий;
- формирование среды, обеспечивающей укрепления национального согласия;
- формирование среды для обеспечения удовлетворения досуговых потребностей населения муниципального образования и другие.
Финансовая автономность муниципального образования
Финансовыми ресурсами муниципального управления именуются финансовые средства, которыми располагает система публичного управления муниципальным образованием для решения местных задач и переданных государством полномочий.
Структурно финансовые ресурсы муниципального образования включают следующие источники:
- собственные средства муниципального образования, которые муниципалитет привлекает посредством использования муниципального имущества, взимания платы за предоставление муниципальных услуг, введение местных налогов, использования муниципальной собственности и другие;
- финансовые ресурсы, которые привлечены муниципальным образованиям посредством заемных или кредитных инструментов;
- финансовые ресурсы, предоставленные муниципальному образованию государством для реализации возложенных на него государственных полномочий, а также переданное государством доходные источники или права.
Финансовая автономность муниципального образования, таким образом, обеспечивается за счет следующих принципов организации публичного управления на местном уровне:
- муниципальное образование обладает собственными источниками дохода;
- муниципальное образование самостоятельно определяет направления расходования привлеченных доходов для обеспечения решения управленческих задач;
- орган местного самоуправления, реализующий исполнительно-распорядительные полномочия в области бюджетных отношений, несет ответственность перед представительным органом местного самоуправления за исполнение бюджета и другие.
Поэтому можно говорить о том, что автономность муниципального образования в бюджетной сфере обеспечивается только в том случае, когда собственные доходы муниципального образования составляют большую часть его бюджета. В противном случае, органы публичного управления муниципального образования будут зависимы от сторонних источников финансирования.
Так, фактически автономность муниципального образования обеспечивается при наличии следующих условий:
- достаточный объем собственных доходов в структуре бюджета муниципального образования;
- соразмерность привлекаемых муниципальным образованием собственных доходов и реализуемых органами муниципального управления полномочий;
- эффективные использование и распоряжение муниципальной собственностью;
- адекватность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования и другие.