Форма управления в государственном управлении – это упорядочение публичного управления посредством организации практического осуществления функций и задач публичного управления для обеспечения эффективности публичного управления, внешнее выражение деятельности государственных органов и государственных служащих.
Значение формы управления в государственном управлении
Вопрос формы управления в государственном управлении остается на протяжении всей истории развития государственно-правовой мысли дискуссионным. Названная проблема не теряет своей актуальности, поскольку управление сегодня является универсальным средством всякой социальной организации и государства прежде всего. Форма управления является инструментом реализации функций и задач публичного управления, внешней моделью деятельности по обеспечению интересов личности, отдельной социальной группы, общества в целом.
При этом перед современными обществами и государствами стоит задача выбора наиболее эффективного механизма организации и реализации публичного управления, что, в свою очередь, актуализирует исследование форм управления, выделения их преимущественных характеристик для выбора тех, которые наиболее полно соответствуют запросам конкретного общества.
Форма управления в государственном управлении выступает средством реализации государственно-правовой модели, получающей закрепление в основном законе страны. Форма управления обеспечивает упорядочение публичного управления, организацию и реализацию полномочий публичной власти конкретными уровнями и элементами системы государственного управления, определяет инструменты участия отдельных элементов системы в публичном управлении. Кроме того, от форм управления в государственном управлении зависит эффективность расходования бюджетных ресурсов для решения функций и задач публичного управления.
Понятие и признаки форм управления в государственном управлении
В число сущностных характеристик формы управления в государственном управлении входят следующие:
- основное значение формы управления заключается в упорядочении и внешнем выражении публичного управления в непосредственной деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти;
- формы управления используются должностными лицами и органами государственной власти для непосредственной реализации исполнительной деятельности. Так, форма управления непосредственно используется высшим исполнительным органом страны, другими федеральными исполнительными органами, а также исполнительными органами региональных территорий;
- должностные лица и органы государственной власти используют в своей непосредственной деятельности только те формы управления, которые отвечают требованиям закона, соответствуют содержанию компетенции государственного органа, а также требованиям должностного регламента должностного лица.
Сущностные характеристики формы управления в государственном управлении позволяют предложить следующее его определение: это внешнее выражение деятельности должностных лиц и органов управления государством, реализуемой в рамках их компетенции для решения функций и задач публичного управления в конкретной сфере.
Характеристика видов форм управления в государственном управлении
Итак, содержание формы управления в государственном управлении включает следующие аспекты:
- внешнее оформление деятельности должностного лица или функционирования органа государственной власти;
- непосредственная деятельность должностного лица или органа государственной власти, реализуемая в рамках компетенции;
- способ внешнего выражения управленческой деятельности должностного лица или органа государственной власти.
Таким образом, форма управления как форма непосредственной деятельности по реализации функций и задач государственного управления должностными лицами и органами представляет собой, соответственно, действие или бездействие, которые могут быть классифицированы по различным основаниям, в частности выделяют:
Исходя из средства выражения:
- словесную форму управления, в том числе письменную и устную;
- конклюдентную форму управления;
Исходя из правых последствий:
- правовые формы управления;
- неправовые формы управления.
К числу наиболее распространенных форм управления правового характера относятся акты управления. Актом управления именуется правовая форма выражения управленческого решения, направленная на реализацию конкретных функций и задач государственного управления.
Здесь важно подчеркнуть, что акт управления должен разрабатываться, утверждаться и реализовываться в строгом соответствии с требованиями закона исключительно в компетенции конкретного органа или должностного лица.
Таким образом, акты как виды формы управления должны:
- соответствовать полномочиям конкретного должностного лица или государственного органа;
- быть направленными на решение конкретной функции или задачи публичного управления, входящей в такую компетенцию. Иначе говоря, акты управления издаются в рамках иерархической системы государственного управления, то есть каждое звено государственного механизма издает такие акты в рамках собственной компетенции, не имеет возможности осуществлять регулирование вне сферы своей деятельности, претендуя на полномочия иного должностного лица или органа власти или иного уровня государственного управления. Кроме того, акты управления не должны нарушать и территориальной компетенции должностного лица или органа государственной власти, то есть они должны распространяться на подведомственную органу территорию.
Неправовые формы управления представляют собой внешние способы выражения деятельности должностных лиц и органов исполнительной власти, которые не предполагают прямых правовых последствий. Обычно в такой форме реализуется внутриорганизационное управление, которое носит обеспечительный характер по отношению к внешней управленческой деятельности должностного лица или органа государственной власти.