Федерализм – это принцип и процедура организации государственного устройства и распределения публичной власти по вертикали и горизонтали, которые находят выражение в характере взаимоотношений между центральной властью федеративного государства и властью субъектов, то есть относительно самостоятельных административно-территориальных единиц, образующих государство.
Характеристики федерализма
Категория федерализм опосредует сложное многогранное явление, что, в свою очередь, обуславливает формирование различных подходов к определению названной категории. Однако анализ названных подходов к определению категории федерализма позволяет выделить общие задачи и характеристики федерализма. К числу основных задач, которые решает такой тип территориальной организации власти, как федерализм, относятся:
- распределение полномочий публичного управления между центральной властью в федеративном государстве и властью образующих государство территорий, обладающих относительной самостоятельностью и ограниченным суверенитетом, позволяет децентрализовать власть. Указанная функция федерализма нередко рассматриваются в теории и на практике как его преимущество по сравнению с унитарной организацией власти, поскольку децентрализация власти между центром и регионами позволяет наиболее полно реализовать демократическую природу государственной власти, являясь дополнительной гарантией против диктатуры. Однако, как свидетельствует история публичного управления, тоталитарный и авторитарный режимы нередко складывались и в государствах с федеративным устройством, где федерализм не становился препятствием к узурпации власти центром;
- федеративное государственное устройство публичного управления позволяет интегрировать территориальные сообщества разных уровней для организации и реализации управленческого процесса в целях наиболее полного обеспечения прав и свобод личности.
Итак, федерализм предполагает такую организацию публичного управления в федеративном государстве (то есть в государстве, которое образовано посредством объединения отдельных субъектов, обладающих определенной самостоятельностью), которая позволяет реализовывать субъектам Федерации собственные интересы, при этом сохраняя единство и целостность федеративного государства.
Кроме того, федерализм следует рассматривать и как принцип урегулирования интересов разногласий между центральной властью и властью территорий, образующих федеративное государство.
При этом в основе федерализма и как принципа территориальной организации власти, и как процедуры урегулирования разногласий между центром и территориями, образующими государство, лежит концепция федерализма, то есть теоретическая разработка эффективной гармоничной сбалансированной организации власти, позволяющей учитывать в рамках единого государства интересы отдельных территорий, его образующих.
Указанное позволяет определить федерализм в широком смысле как демократический принцип организации публичного управления исходя из территориального устройства государства, который функционирует наряду с такими демократическими принципами как законность, верховенство, выборность и пр.
В узком смысле категорию федерализма следует рассматривать как основу конституционного строя конкретного государства, находящую выражение в территориальной организации власти, в процедурах согласования интересов центра и территорий, образующих государство.
Основные подходы к определению сущности федерализма
Отечественная теория публичного управления выработала различные подходы к определению сущности категории федерализма, в том числе:
- федерализм рассматривается в качестве принципа территориального устройства публичного управления федеративного государства;
- федерализм трактуется как принцип организации взаимодействия между центральной властью и властью субъектов, образующих государство;
- федерализм рассматривается как инструмент согласования интересов центра и субъектов, образующих государство, и урегулирования возникающих между названными участниками публичного управления конфликтов и противоречий;
- федерализм рассматривается в качестве идейной основы, совокупности представлений об эффективном гармоничном устройстве публичного управления, обеспечивающем наиболее полную реализацию принципов демократического устройства;
- федерализм трактуется как концепция государственной территориальной организации публичного управления, которая позволяет обеспечить одновременно единство государственной власти и плюрализм и пр.
Важно подчеркнуть, что конкретным содержанием принцип федерализма наполняется в условиях конкретного государства. Так, например, российское государство в числе основных принципов организации публичного управления в Основном законе страны называет федеративное устройство. В Российской Федерации принцип федерализма строится на следующих основных конституционных положениях:
- Россия как федеративное государство представляет собой объединение равноправных субъектов, при этом республики в числе прочих субъектов имеют определенные привилегии – собственные Конституции, относительную независимость и самостоятельность, превышающие в своем объеме независимость и самостоятельность субъектов иных видов;
- федерализм в России строится на признании целостности публичной власти, единстве механизма государственного управления и разграничении сфер ведения и соответствующих властных полномочий между органами публичного управления федерального и регионального уровней. Целью утверждения федерализма в системе публичного управления России является наиболее полное обеспечение прав и свобод личности в многонациональной, многоконфессиональной, значительной по территории и разнообразию условий жизнедеятельности стране;
- федерализм в России предполагает, что взаимоотношения региональной власти с федеральной строятся на равноправии регионов.
В качестве отличительного признака федерализма в России следует назвать формирование системы публичного управления на федеральном и региональном уровнях с разделением властей: на федеральном и региональном уровнях функционируют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, каждый из которых осуществляет соответствующие функции в рамках предметов ведения, закрепленных в Конституции.