Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Разграничение государственной собственности

История разграничения государственной собственности в России

Определение 1

Разграничение государственной собственности – это правовой институт, регламентирующий вопросы распределения собственности государства при его федеративной организации между Федерацией и субъектами, ее образующими.

Современная Россия находится на пути перехода от приоритета общественной собственности, собственности государства к утверждению различных форм собственности и их равной защиты.

Господствовавшая в Советском государстве марксистско-ленинская концепция в качестве основы общественного устройства признавала общественную собственность, частная собственность отвергалась. Указанное положение вещей получило подтверждение в первых конституционных актах советской власти: с первых декретов 1917 года и до последующих конституций единственная форма собственности, признаваемая и гарантированная советским правопорядком, – это государственная собственность.

Качественные изменения произошли в 90-е годы с началом преобразований общественно-государственного устройства на демократических началах. Тогда были приняты первые законы, допускающие плюрализм собственности на территории Советского государства. Так, теперь имущество на совокупности прав пользования, владения и распоряжения могло принадлежать частным лицам, их объединениям, местным сообществам и государствам. Наряду с объектами «личной» собственности, допускаемой советским правопорядком (предметами личного потребления, домашнего обихода и пр.), допускалось нахождение в собственности физических лиц и организаций таких видов имущества, как земельный участок, жилая и нежилая недвижимость, имущественные права, предприятия и др.

Принятие новой конституции демократического государства закрепило указанные достижения на конституционном уровне. Реализация конституционных положений обеспечивалась процессами передачи объектов, находящихся в государственной собственности, в собственность физических лиц и организаций (приватизация).

«Разграничение государственной собственности» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Конституционное регулирование разграничения государственной собственности

Основной закон страны содержит значительный объем положений, посвященных регулированию отношений собственности. При этом вопросы государственной собственности получают следующее закрепление:

  • правомочия пользования, владения и распоряжения объектами, составляющими государственную собственность, защищаются отечественным правопорядком наравне с другими формами собственности;
  • вопрос управления объектами, находящимися в государственной собственности, включен в сферу регулирования исключительно Федерации;
  • вопрос разграничения собственности государства в отношении регионов включен в сферу совместного регулирования Федерации и регионов.

Гражданское законодательство развивает конституционные нормы. В состав объектов государственной собственности входят объекты, собственность на которые принадлежит Федерации, и объекты региональной собственности.

Как отмечалось выше, определение состава объектов в собственности Федерации и их статус отнесены конституционным законодательством к исключительному ведению Федерации, и таким образом именно Федерация определяет основы разграничения государственной собственности между Федерации и регионами. Решение вопросов государственной собственности должно производиться на уровне специального законодательства. Однако до сегодняшнего момента такое специальное законодательство не принято. Вопросы разграничения государственной собственности по-прежнему разрешаются постановлением Верховного Совета Российской Федерации, принятым еще в 1991 году.

Замечание 1

Все объекты, находящиеся в государственной собственности, за исключением тех, что прямо отнесены законодательством к объектам собственности местных сообществ, являются государственным имуществом.

В свою очередь, все государственное имущество делится на два основных вида объектов:

  • это объекты собственности, которые принадлежат исключительно Федерации;
  • это объекты собственности, которые могут передаваться из собственности Федерации в региональную собственность.

Когда же нормами указанного постановления имущество не отнесено ни к одному из названных видов объектов государственной собственности, они передаются регионам после того, как высшие органы публичного управления регионами обратятся с соответствующей просьбой. До этого момента имущество, которое не отнесено ни к одному из указанных выше видов, считается принадлежащим Федерации на праве собственности.

Таким образом, объекты государственной собственности регионов могут быть образованы исключительно из состава имущества, которое находится в федеральной собственности, посредством прямой передачи, отчуждения такого имущества. При этом имущество, которое передано Федерацией регионам, регионы могут передавать в собственность местных сообществ.

Исключительная государственная собственность Федерации

Положениями отечественного законодательства предусмотрены виды имущества, которые могут входить исключительно состав объектов федеральной собственности. Это:

  • объекты, которые представляют собой национальное богатство. Сюда могут быть отнесены морские экономические зоны, территории шельфа;
  • объекты государственной собственности, которые нужны для того, чтобы была обеспечена деятельность органов публичного управления федерального уровня, имущество, обеспечивающее решение управленческих задач общероссийского значения;
  • имущество, обеспечивающее оборонное производство;
  • имущество, которое обеспечивает функционирование экономики и развитие важных для социально-экономического состояния страны экономических отраслей и др.

Специальное регулирование разграничения государственной собственности осуществляется в отношении земельных ресурсов, водных ресурсов, недр, животного и растительного мира, а также объектов интеллектуальной собственности.

Дата последнего обновления статьи: 10.12.2025