История разграничения государственной собственности в России
Разграничение государственной собственности – это правовой институт, регламентирующий вопросы распределения собственности государства при его федеративной организации между Федерацией и субъектами, ее образующими.
Современная Россия находится на пути перехода от приоритета общественной собственности, собственности государства к утверждению различных форм собственности и их равной защиты.
Господствовавшая в Советском государстве марксистско-ленинская концепция в качестве основы общественного устройства признавала общественную собственность, частная собственность отвергалась. Указанное положение вещей получило подтверждение в первых конституционных актах советской власти: с первых декретов 1917 года и до последующих конституций единственная форма собственности, признаваемая и гарантированная советским правопорядком, – это государственная собственность.
Качественные изменения произошли в 90-е годы с началом преобразований общественно-государственного устройства на демократических началах. Тогда были приняты первые законы, допускающие плюрализм собственности на территории Советского государства. Так, теперь имущество на совокупности прав пользования, владения и распоряжения могло принадлежать частным лицам, их объединениям, местным сообществам и государствам. Наряду с объектами «личной» собственности, допускаемой советским правопорядком (предметами личного потребления, домашнего обихода и пр.), допускалось нахождение в собственности физических лиц и организаций таких видов имущества, как земельный участок, жилая и нежилая недвижимость, имущественные права, предприятия и др.
Принятие новой конституции демократического государства закрепило указанные достижения на конституционном уровне. Реализация конституционных положений обеспечивалась процессами передачи объектов, находящихся в государственной собственности, в собственность физических лиц и организаций (приватизация).
Конституционное регулирование разграничения государственной собственности
Основной закон страны содержит значительный объем положений, посвященных регулированию отношений собственности. При этом вопросы государственной собственности получают следующее закрепление:
- правомочия пользования, владения и распоряжения объектами, составляющими государственную собственность, защищаются отечественным правопорядком наравне с другими формами собственности;
- вопрос управления объектами, находящимися в государственной собственности, включен в сферу регулирования исключительно Федерации;
- вопрос разграничения собственности государства в отношении регионов включен в сферу совместного регулирования Федерации и регионов.
Гражданское законодательство развивает конституционные нормы. В состав объектов государственной собственности входят объекты, собственность на которые принадлежит Федерации, и объекты региональной собственности.
Как отмечалось выше, определение состава объектов в собственности Федерации и их статус отнесены конституционным законодательством к исключительному ведению Федерации, и таким образом именно Федерация определяет основы разграничения государственной собственности между Федерации и регионами. Решение вопросов государственной собственности должно производиться на уровне специального законодательства. Однако до сегодняшнего момента такое специальное законодательство не принято. Вопросы разграничения государственной собственности по-прежнему разрешаются постановлением Верховного Совета Российской Федерации, принятым еще в 1991 году.
Все объекты, находящиеся в государственной собственности, за исключением тех, что прямо отнесены законодательством к объектам собственности местных сообществ, являются государственным имуществом.
В свою очередь, все государственное имущество делится на два основных вида объектов:
- это объекты собственности, которые принадлежат исключительно Федерации;
- это объекты собственности, которые могут передаваться из собственности Федерации в региональную собственность.
Когда же нормами указанного постановления имущество не отнесено ни к одному из названных видов объектов государственной собственности, они передаются регионам после того, как высшие органы публичного управления регионами обратятся с соответствующей просьбой. До этого момента имущество, которое не отнесено ни к одному из указанных выше видов, считается принадлежащим Федерации на праве собственности.
Таким образом, объекты государственной собственности регионов могут быть образованы исключительно из состава имущества, которое находится в федеральной собственности, посредством прямой передачи, отчуждения такого имущества. При этом имущество, которое передано Федерацией регионам, регионы могут передавать в собственность местных сообществ.
Исключительная государственная собственность Федерации
Положениями отечественного законодательства предусмотрены виды имущества, которые могут входить исключительно состав объектов федеральной собственности. Это:
- объекты, которые представляют собой национальное богатство. Сюда могут быть отнесены морские экономические зоны, территории шельфа;
- объекты государственной собственности, которые нужны для того, чтобы была обеспечена деятельность органов публичного управления федерального уровня, имущество, обеспечивающее решение управленческих задач общероссийского значения;
- имущество, обеспечивающее оборонное производство;
- имущество, которое обеспечивает функционирование экономики и развитие важных для социально-экономического состояния страны экономических отраслей и др.
Специальное регулирование разграничения государственной собственности осуществляется в отношении земельных ресурсов, водных ресурсов, недр, животного и растительного мира, а также объектов интеллектуальной собственности.