Основные начала приватизации государственной собственности
Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.
Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:
- возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
- возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
- имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.
Субъекты приватизации государственного имущества
В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.
При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:
- унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
- организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
- организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.
Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.
Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности
Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:
- направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
- утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
- представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
- разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
- реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.
Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.
Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.
Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.
Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.
Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.
Процедура приватизации государственной собственности
Начальная стоимость государственной собственности, подлежащей передаче в частную собственность, устанавливается на основе положений специального законодательства, регламентирующего оценочную деятельность. При этом оценка должна производиться не позднее чем за шесть месяцев до того момента, как имущество будет предложено к продаже.
Законодательством предусматриваются следующие способы приватизации государственной собственности:
- приватизация унитарного предприятия как имущественного комплекса реализуется посредством его преобразования в хозяйственное общество;
- объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме аукциона;
- продажа акций, составляющих государственную собственность, на торгах в форме специализированного аукциона;
- объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме конкурса;
- реализация акций, составляющих государственную собственность, за рубежом;
- объекты государственной собственности реализуются путем публичного предложения;
- объекты государственной собственности продаются без объявления стоимости;
- объекты государственной собственности вносятся как вклад в уставный капитал хозяйственного общества;
- реализация акций по итогам доверительного управления.