Монополия государственной собственности: достоинства и недостатки
Монополия государственной собственности – это применение государственной собственности в национальной экономике для обеспечения контроля государства над производством и сбытом на рынке.
Государственная монополия это исключительное право государства на изготовление или реализацию определенных видов продукции либо осуществление определенных видов работ.
Исследование вопросов вмешательства государства в экономические отношения необходимо для выработки механизмов эффективного участия государства в экономике, в том числе и для обеспечения развития капиталоемких отраслей, отраслей, имеющих важнейшее социальное значение для обеспечения экономической стабильности и экономического развития.
Как демонстрирует опыт развитых демократических государств, роль публично-правовых образований в экономических отношениях остается высокой, однако она не определяется высокой степенью участия государства в непосредственных экономических отношениях. Прежде всего, роль государства в экономике определяется эффективностью политического управления, его стабильностью, адекватностью правового регулирования и налогообложения и пр.
Фактически государственная собственность возникла вместе с государством, когда выявилась необходимость обеспечения функционирования обособленного аппарата управления.
В отечественной экономике участие государства сводится к следующим формам:
- участие государства в экономике в виде государственного унитарного предприятия, примером такого предприятия может служить почта России;
- участие государства в экономике в форме государственного учреждения, примером таких учреждений могут выступать медицинские учреждения, образовательные учреждения;
- участие государства в экономике в виде акционерного общества, когда доля государства в уставном капитале составляет более половины;
- участие государства в экономике в форме организации дочерних предприятий, главные предприятия по отношению к которым находятся в государственной собственности;
- участие государства в экономике в форме предприятия, которое входит в холдинг, возглавляемый предприятием, находящимся в государственной собственности.
Важно подчеркнуть, что государственная собственность выступает инструментом регулирования экономических отношений внутри государства, при этом крайне важно, чтобы этот инструмент использовался не во вред экономике, а для развития общества и государства или для наиболее полного обеспечения прав личности.
В негативном контексте монополия государственной собственности предполагает установление законодательных барьеров, которые определяют:
- государство и связанные с ним предприятия как субъектов монополии;
- границы рынка, на котором функционирует монополист;
- контрольные формы регулирования такого рынка и компетенцию контролирующего органа.
Кроме того, государство как монополист имеет возможность ввести ограничения для других субъектов в сфере налогообложения, сертификации, лицензирования и пр. Иными словами, монополия государственной собственности в экономике исключает развитие иных форм собственности, исключает эффективное развитие экономики на демократических началах.
Когда государство становится монополистом, государственная собственность превращается в инструмент реализации политики государства. Это демонстрирует экономический и политический опыт Советского государства, где благодаря монополии государственной собственности в течение длительного периода времени удавалось аккумулировать все важнейшие материальные и трудовые ресурсы на тех областях хозяйствования, которые отвечали задачам партийного строительства. Несмотря на отдельные существенные эффективные результаты социально-экономического, военного и политического развития, в долгосрочной перспективе экономические отношения, реализуемые единственным субъектом – государством, доказали свою неэффективность. При этом в Советском государстве монополия государственной собственности имела идеологическое обоснование: только государственная, колхозная и кооперативная собственность могла обеспечить строительство общества на основе принципов коммунизма, обеспечить равенство населения, его благосостояние.
Таким образом, необходимо отметить, что монополия государственной собственности может быть эффективной только в отдельных отраслях экономики. При тотальном же господстве государственной собственности экономика неизбежно приходит в упадок, а частные субъекты лишаются инициативы в реализации экономических интересов, превращаясь в сугубо трудовой ресурс.
Государственная монополия как вид государственной собственности
Государственная монополия – это одна из современных форм государственного участия в экономике, которая характеризуется следующими чертами:
- это монополия государственной собственности на производство и реализацию продукта массового потребления. Такая монополия может носить полный характер, когда производство и сбыт продукта находятся в ведение государства, или частичной, когда государство осуществляет только производство продукта или только сбыт продукта;
- монополия государственной собственности формируется посредством установления законодательных барьеров, не позволяющих иному продукту преодолеть границы рынка монополиста. Кроме того, законодательные барьеры ограничивают иных субъектов и устанавливают формы и полномочия субъекта контроля на монопольном рынке;
- монополия государственной собственности формируется искусственно.
В отечественной экономике монопольными сферами государственной собственности являются следующие:
- производство наркотических и психотропных веществ;
- оборонное производство;
- почтовые услуги;
- газовая, нефтедобывающая, угольная промышленность;
- железнодорожный транспорт и др.
Участие государства в указанных сферах экономики остается крайне высоким, при этом государственная собственность на сегодняшний момент не решает задачи инновационного развития экономики, обеспечения стабильности экономики, создания условий для развития среднего и малого бизнеса и пр.