Государственная собственность в СССР по Конституции 1936 года
Государственная собственность в СССР – это нормативно регламентированная система отношений владения, пользования, распоряжения средствами производства, объектами инфраструктуры и другим имуществом, реализуемых исключительно в формах государственной или колхозно-кооперативной собственности.
Необходимо отметить, что советские конституции традиционно содержали положения, регулирующие вопросы организации экономической системы страны и вопросы собственности, в частности. Согласно конституционным положениям 1936 года в качестве основ государственной экономики закреплялись социалистическая система хозяйствования и необходимая для ее реализации собственность социалистического государства на средства производства. Это должно было обеспечить ликвидацию капиталистической экономики, упразднение частной собственности и, как следствие, уничтожение эксплуатации рабочего класса.
Юридические были закреплены две основные формы государственной собственности в Советском государстве:
- непосредственно государственная собственность или общественная собственность, составляющая достояние всего народа;
- собственность кооперативов и колхозов.
При этом руководством страны подчеркивалось, что посредством утверждения государственной собственности будет обеспечиваться и политическое строительство нового государства.
Советское конституционное законодательство закрепляло исключительность государственной собственности: важнейшая характеристика такой формы собственности заключалась в том, что право собственности в отношении подавляющего числа возможных объектов закреплялось за государством. В число таких объектов конституционно были включены земли, недра, водные объекты, объекты социального характера – заводы, фабрики, рудники, транспорт, средства связи, крупнейшие предприятия, жилищный фонд и пр.
Колхозная и кооперативная собственность объединяла в своем составе общественные предприятия, учреждаемые в колхозе, или корпоративные организации, включая ресурсы, обеспечивающие деятельность предприятия, и продукт ими производимый. При этом земельные участки, на которых функционировали колхозы и кооперативы, а также технические средства, используемые для производства продукта, находились в собственности государства.
Государственная форма собственности наиболее полно отражала политическое содержание режима, ее назначение объяснялось следующими обстоятельствами:
- необходимостью обобществления средств производства и коллективного труда, что должно было исключить возможность угнетения рабочего класса;
- вопросы экономического характера решались на основе планирования для удовлетворения растущих потребностей рабочего класса;
- система хозяйствования, обеспечиваемая указанной формой собственности, должна была выступать основой распределения по труду.
Конституционными положениями провозглашалась охрана кооперативной и колхозной собственности. Распоряжение собственностью относилась к внутренним вопросам управления колхоза или кооператива. При этом примерный устав таких организаций получил нормативное закрепление. Все важнейшие вопросы управления, в том числе утверждение производственных планов, принятие и исключение из состава организации членов, распределение доходов, решались общим собранием. Текущее руководство было вверено выборному органу, который, в свою очередь, подчинялся общему собранию.
При этом конституция не ликвидировала полностью личную собственность, однако ограничила ее до минимального набора необходимых для жизнедеятельности человека вещей. Так, в личной собственности могли находиться доходы, которые получил гражданин от трудовой деятельности, жилой дом и подсобное хозяйство, предметы домашнего обихода, предметы личного потребления. Кроме того, конституционное закрепление получила собственность колхозного двора на подсобное хозяйство: субъектом этой собственности рассматривалась семья как трудовой коллектив; члены семьи обладали общей собственностью на приусадебный участок и дом, в котором проживали, на домашнюю птицу и скот.
Отдельно допускалось нахождение в личной собственности крестьянина или лица, занятого кустарным производством, их мелкого частного хозяйства.
Итак, конституционное законодательство Советского государства предусматривало в качестве господствующей формы государственную собственность. Кооперативная и колхозная собственность фактически также обслуживали нужды политики социалистического государства. Личная собственность была номинальной и фактически ограничивалась предметами личного потребления.
Государственная собственность в СССР по Конституции 1977 года
Изменения в социально-экономической жизни страны, вызвали необходимость нового конституционного регулирования важнейших вопросов общественной жизни. Положениями Конституции 1977 года экономической базой Советского государства называлась также социалистическая собственность на средства производства: государственная, колхозная, кооперативная формы собственности сохраняли свое существование. Кроме того, конституционными положениями была введена новая форма социалистической собственности: это собственность профсоюзов и собственность общественных организаций в отношении тех объектов, которые были необходимы им для реализации провозглашенных уставом задач.
Государственная собственность сохранила свою главенствующую роль в экономических отношениях. Личная собственность граждан сохранила свой ограниченный характер и фактически представляла собой потребительскую собственность.
На протяжении всего существования СССР государственная собственность определяла экономику страны и выступала инструментом решения политических задач.