Сущность и формы собственности в Российской Федерации
Формы государственной собственности в РФ – это установленные в связи с федеративным устройством Российского государства виды правоотношений собственности в зависимости от субъекта собственности, то есть публично-правового образования соответствующего уровня – Федерации или регионов, характеризующиеся спецификой приобретения, осуществления и прекращения права собственности соответствующим субъектом.
Государственная собственность в соответствии с положениями Конституции России подлежит равной защите наряду с муниципальной и иными формами собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ Россия признает такие формы собственности как частная, муниципальная, государственная и иная. Собственниками имущества могут выступать физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты России и собственно Российская Федерация.
Классификация форм собственности в соответствии с российским законодательством осуществляется по критерию типа собственника. В соответствии с этим критериям различают следующие типы собственников: Российская Федерация, регионы, являющаяся ее субъектами, муниципалитеты, юридические лица, физические лица.
В свою очередь, государственная собственность подразделяется на следующие формы:
- во-первых, федеральная форма государственной собственности, включающая в свой состав то имущество, которое принадлежит Российской Федерации на праве собственности;
- во-вторых, региональная форма государственной собственности, включающая в свой состав то имущество, которое принадлежит субъектам России (республики, края, автономные области, автономные округа, города федерального значения, области) на праве собственности.
В соответствии с российским законодательством перечень форм собственности является открытым, поскольку в нем присутствует формулировка «иные формы собственности». В связи с этим как разновидность форм государственной собственности можно рассматривать смешанную форму собственности, подразумевающую возможность участия государства во владении, пользовании и распоряжении имуществом одновременно с иными собственниками.
Характеристика особенностей государственной формы собственности
Государственная собственность в качестве экономической категории подразумевает принадлежность имущества населению страны, от лица которого управление этим имуществом осуществляют органы государственной власти представительного характера.
С юридической точки зрения государственная собственность представляет собой совокупность норм права, которые закрепляют и охраняют принадлежность определенного имущества населению страны в лице избранных органов государственного управления. Эти нормы определяют порядок приобретения, эксплуатации и отчуждения имущества государства.
Специфической особенностью государственной собственности выступает то, что нормы, регулирующие эту формы собственности, охватывают не только гражданское законодательство, но иные отрасли права, также привлекаемые к регулированию этих отношений (административное право, финансовое право, земельное право и так далее). В связи с этим форму государственной собственности можно признать комплексным правовым институтом. Основу его содержания составляют нормы гражданско-правового характера, но определяющее значение имеют конституционные нормы.
Правовые основы регулирования государственной собственности подразумевает следующие ее особенности:
- во-первых, множественность субъектов государственной собственности, к числу которых относится собственно Российская Федерация в отношении того имущества, которое формирует федеральную государственную собственность, субъекты России во всех предусмотренных Конституцией формах, в отношении того имущества, которое составляет собственность регионов страны. Гражданский кодекс и иные нормативно-правовые акты, включая федеральные законы, определяет порядок отнесения имущества в состав государственной собственности различных форм.На сегодняшний день правовая ситуация с регулированием форм государственной собственности характеризуются изданием огромного количества нормативных документов, регламентирующих порядок передачи отдельных объектов в состав государственной собственности, а также порядок отчуждения государственной собственности;
- во-вторых, ведение учета государственной собственности в соответствующих реестрах федерального и регионального уровня;
- в-третьих, в качестве субъектов права государственной собственности рассматриваются публично-правовые государственные образования, в число которых входят Российская Федерация, ее регионы, но не включаются органы государственного управления федерального и регионального уровня. На последних в имущественных отношениях государства возлагается роль представителей собственника для осуществления конкретных полномочий;
- в-четвертых, субъекты государственной собственности наделены возможностью самостоятельно определять правила своего поведения в отношениях собственности. Поведение иных лиц, вовлеченных в имущественные отношения государства, во многом зависит от того к какой категории эти отношения относятся;
- в-пятых, как правило, полномочия по управлению государственной собственностью делегируются соответствующим уполномоченным федеральным органам государственного управления, а также уполномоченным региональным органам государственного управления имуществом. Число органов, ответственных за управление государственным имуществом, достаточно большое, поскольку включает в себя различные министерства, федеральные службы, агентства, региональные органы государственного управления и так далее;
- в-шестых, совокупность государственной собственности делится на две составные части, одна из которых закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями, а другая составляет государственную казну.