Академическая карьера – это путь, прохождение которого осуществляется ребенком от дошкольного обучения к обучению в высшем учебном заведении и далее.
Сущность понятия «академическая карьера»
В настоящее время существуют различные трактовки понятия «академическая карьера». В наиболее широком смысле под академической карьерой понимается прохождение ребенком пути от получения дошкольного образования к получению образования в высшем учебном заведении и далее.
В этом контексте по отношению к термину «академическая карьера» применяется также термин «образовательная карьера» или «образовательная траектория», каждый шаг которой оказывает влияние на последующие. Это обусловлено тем, что поступление в хороший университет требует тщательного обучения в школе, поступление в престижную школу требует окончания подготовительных курсов, школьное обучение подразумевает продуманный выбор углубленных предметов. Прохождение всей цепочки обеспечивает успешное построение академической карьеры.
В более узком смысле под академической карьерой рассматривают систему повышения по служебной лестнице научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений. В этом смысле существование академической карьеры обусловлено необходимостью стимулирования персонала. Продвижение по служебной лестнице неизбежно сопровождается ростом заработной платы, получением дополнительных привилегий, включая право на пожизненное замещение той или иной должности. Возможность рассчитывать на построение карьеры в одном научном учреждении ставит сотрудников перед необходимостью проявлять усилия для сохранения своего положения, обеспечивать развитие и улучшение положения своего учреждения без опасения конкуренции со стороны молодых и талантливых коллег. Пожизненный найм выступает фактором обеспечения профессорскому составу академических свобод при конфликте с администрацией или работе по невостребованной с точки зрения академического сообщества тематике, что дает возможность для генерирования оригинальных идей и гарантирует защиту от застоя в научно-техническом прогрессе.
Недостатки узкой трактовки термина «академическая карьера»
Узкая трактовка академической карьеры имеет некоторые ограничения, обусловленные возможностью использования свободы профессорским составом не на общее благо. Пожизненный найм следует воспринимать критически, поскольку он способствует снижению продуктивности у старших профессоров, формированию отсутствия доверия к их работам. Риск подобных последствий ложится на научное учреждение или высшее учебное заведение, которые несут обязанность пожизненной выплаты заработной платы профессору, не заслуживающему ее. Это требует от научных учреждений и высших учебных заведений тщательного отбора профессорского состава.
Наличие перспективы карьерного продвижения способствует появлению приспособленчества у кандидатов, подстраиванию под академические или политические наклонности руководства. Данный факт накладывает ограничение на академические свободы.
Таким образом, существует мнение, что «академическая карьера» может оказывать прямо противоположное воздействие по отношению к ожидаемому разнообразию свободно выражаемых мнений. Молодые ученые не желают свободы самовыражения, их деятельность сосредотачивается на обеспечении соответствия формальным карьерным требованиям и поддержанию той парадигмы, которая позволяет им повысить свою значимость.
Историческая эволюция понятия «академическая карьера»
Эволюция термина «академическая карьера» прошла сходные этапы с эволюцией термина «карьера». Активное внимание к этому вопросу стали уделять специалисты в сфере психологии управления и управления персоналом с середины 90-ых годов прошлого столетия. С точки зрения одних специалистов, академическая карьера представляла собой последовательность должностей, занимаемых научными сотрудниками и профессорско-педагогическими сотрудниками в рамках одного учреждения.
С точки зрения других исследователей академическая карьера выступает комплексным понятиям, предполагающим продвижение сотрудника по ступеням социальной, производственной, административной и другой иерархии. Академическая карьера находится под влиянием макроэкономических и социальных факторов, к числу которых можно отнести:
- во-первых, господствующий тип отношений общественно-экономического характера;
- во-вторых, объективно предоставленные обществом возможности для реализации карьеры.
В условиях современности академическая карьера рассматривается через аспект осознанности профессионального пути. В этом смысле академическая карьера понимается как индивидуальные осознанные поведение и позиции, которые связаны с опытом научной работы сотрудника и его деятельности на протяжении всей трудовой жизни. Академическая карьера не выражается в каких-либо успехах или неудачах, определяясь только собственным суждением каждого индивида. С этой точки зрения академическая карьера выходит за рамки объективных внешних критериев и сосредотачивается на внутренних, к числу которых относятся внутриличностные и психологические критерии.
Еще одна трактовка позволяет определить академическую карьеру как продвижение в определенной сфере деятельности.
Также в некотором смысле академическая карьера предполагает достижение известности в определенных кругах, получение выгоды и славы. В этом смысле академическая карьера рассматривается через призму успешности продвижения в рамках служебной или какой-либо другой деятельности. Карьера выступает в качестве пути к успеху, определенному положению в обществе, на службе.
Отечественные авторы при определении термина «академическая карьера» выходили за рамки собственно профессиональной деятельности. Академическая карьера предполагает достижение успеха не только в рамках профессиональной деятельности, но и за ее пределами. Жизнь человека оказывает влияние на его академическую карьеру, которая в свою очередь влияет на жизнь человека.