Сущность политической бюрократии
Политическая бюрократия – это механизм государственного управления, предусматривающий четкую иерархию и соподчиненность его уровней от низшего к вышестоящему.
Появление термина «бюрократия» связывают с французским экономистом Винсеном де Гурнаем, обозначившим в 1745 году этим термином исполнительную власть в уничижительном значении.
Применению данному термину в научном аспекте дал начало немецкий социолог Макс Вебер, который отказался от эмоционально-негативной его окраски и идеологического подтекста.
Вебер рассматривал бюрократию в качестве специфического явления в государстве, трактуя ее как систему организаций, имеющих четко выраженное разделение функций, совокупность правил и норм, законодательно оформленный характер отношений, строгую иерархическую структуру и управленческую структуру.
С этого времени термин бюрократия получил универсальность и распространился в различных языках мира. В российском трактовке термин имеет широкое распространение и близкое значение с понятием «чиновничество». Это обусловлено этимологией термина «чиновник», подразумевающей не столько государственного человека или защитника интересов государства, а в первую очередь должностное лицо, которое занимает определенное место в иерархии государственного управления.
Появление современных теорий политической бюрократии обусловлено двумя важнейшими методологическими посылами начала ХХ века:
- во-первых, Вудро Вильсоном, 28 Президентом Соединенных Штатов Америки, была отмечена необходимость разграничения деятельности в сфере государственного управления на политическую и административную составляющие. Он отмечал необходимость осуществления государственного управления вне политической сферы, поскольку административные вопросы не носят политического характера;
- во-вторых, возникновение в первой половине XX века теории организации также оказало существенное влияние на выделение политической бюрократии. С социологической точки зрения организацию любого рода можно охарактеризовать как взаимодействие людей, характеризующееся профессиональной формализацией и ориентированной на достижение системы согласованных целей. Такая трактовка организации созвучна представлениям Макса Вебера о бюрократии, в результате чего стало применяться для обозначения объединений, предприятий, финансовых учреждений и так далее.
В связи с этим можно сказать, что политическая бюрократия стала наследником организационной бюрократии и состоит в разделении государственной и управленческой деятельности. Бюрократия подчеркивает необходимость профессионализации труда управленцев. Кроме того, наличие у бюрократии специфических особенностей позволило рассматривать ее как один из вариантов способов организации совместной деятельности людей или в качестве особой социальной группы.
Специфика политической бюрократии
Современная научная литература применяют термин бюрократия для обозначения:
- Институциализированной общности людей, которая исполняет свои служебные обязанности в рамках специально созданных организаций и определенного норматива с точки зрения порядка;
- Самой системы таких организаций.
В политическом смысле бюрократия обеспечивает охват:
Собственно политической бюрократии, обозначающей чиновничество высшего уровня;
Бюрократии исключительно административного характера, включающей в свой состав:
- чиновников среднего уровня, которые также, как и высшие чиновники имеют крайнюю заинтересованность в бесконтрольности своей власти и привилегий. Основное отличие здесь состоит в том, что власть эта основана не на политическом преобладании, а носит распорядительный характер;
- чиновников низшего уровня, которые с точки зрения граждан, находящихся с ними в непосредственном взаимодействии, и обозначаются как бюрократы в связи с проявляемой ими незаинтересованностью и формализмом в реализации законных прав и интересов населения.
К условиям всеобщности и всевластия бюрократии можно отнести:
- во-первых, формирование институтов публичной власти и отчуждение большей части населения в политическом смысле от процесса власти и управления, несовершенство или отсутствие инструментов контроля населения за действиями власти;
- во-вторых, монополизм народного хозяйства или государственной собственности, то есть отсутствие частных и коллективных собственников и свободного рынка, а, следовательно, и гражданского общества, создающее предпосылки для многократного роста бюрократии;
- в-третьих, преобладание перераспределительных отношений, снижающее адекватность роли бюрократии.
При наличии этих основных предпосылок бюрократизации государственного управления существует множество незначительных предпосылок.
Государство как основной пример воплощения политической бюрократии
Государство в наиболее полной мере раскрывает сущность бюрократии.
Основным законом бюрократии можно считать необходимость организации четкого безошибочного функционирования, ориентированного на достижение определенного результата, поставленного в рамках правящей идеологии.
Достижение указанной цели обеспечивается следующими условиями:
- во-первых, осознанием того, что любая система, в том числе государство, стремится к использованию всех средств, обеспечивающих устойчивость этой системы;
- во-вторых, в основе деятельности людей и лежит принцип взаимозаменяемости в связи, с чем за каждым закрепляется выполнение только одной задачи;
- в-третьих, труд, выступая в качестве наиболее подходящей меры успеха людей, составляет основу их существования;
- в-четвертых, в основе поведения исполнителей находится рациональная схема, обеспечивающая однозначность и точность действий и позволяющая избегать субъективизма и предубежденности во взаимоотношениях.