Оценка программ и проектов развития территории – это деятельность должностных лиц и органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней, направленная на установление планируемой эффективности программы, проекта или иного стратегического документа развития конкретной территории.
Она осуществляется для определения степени позитивного социального и экономического эффекта от реализации программы, проекта или иного стратегического документа.
Значение подходов к оценке программ и проектов развития территории
Прежде всего, необходимо отметить, что в России активно реформируется система публичного управления государственного и муниципального уровня. В частности, происходит переход от управления, основанного на затратном методе, к управлению по результатам. Иными словами, акцент в организации и реализации управленческого воздействия смещается с самой системы государственного и муниципального управления на те преобразования, которые происходят в социально-экономической сфере.
Переход к управлению по результатам предопределил необходимость внедрения новых технологий в систему публичного управления, в том числе технологий стратегического планирования, программно-целевого управления и др.
Сегодня общее социально-экономическое развитие территории и развитие отдельных общественных сфер реализуется посредством разработки и осуществления стратегических документов, которые увязывают имеющиеся у территории ресурсы с теми целями и задачами, которые за определенные сроки должны быть решены субъектами публичного управления в интересах населения.
Такой подход предполагает анализ социально-экономической среды, выявление проблемных аспектов и разработку альтернативных вариантов преодоления управленческой проблемы. При этом для преодоления управленческой проблемы разрабатываются на основе научно обоснованных прогнозов и исследования текущего состояния управляемого объекта стратегические документы развития территории, к которым относятся целевые программы и проекты.
Правовая регламентация подходов к оценке программ, проектов развития территории
Важно подчеркнуть, что теорией и практикой не выработано единых подходов к оценке стратегических документов развития федеральной, региональной и местной территории.
Законодателем также не разработано единой методологии оценки проектов, программ развития территории. Отдельные аспекты, касающиеся целей и задач оценки стратегических документов развития территории, содержатся в постановлении Федерального правительства, утверждающего процедуру разработки, реализации и оценки эффективности целевых программ федерального уровня.
В соответствии с названным постановлением оценка эффективности программы или проекта развития территории осуществляется субъектами ответственными за исполнением. При этом такая оценка проводится на стадии разработки соответствующей программы или проекта и реализуется для установления вклада итогов реализации программы в социально-экономическое развитие федеральной территории и в обеспечение безопасности страны.
Необходимым условием оценки программы проекта развития территории выступают в соответствии с названным нормативно-правовым актом полная реализация целей и задач, достижение целевых параметров программы, то есть достижение того социально-экономического состояния управляемого объекта, для которого разрабатывалась и реализовывалась программа или проект. Постановлением в качестве приоритетных критериев оценки программы, проекта развития территории называются:
- оценка эффективности с точки зрения экономических параметров. Оценка по указанному направлению предполагает учет позитивного эффекта реализации программы или проекта на развитие экономики территории, в том числе на достижение планируемых параметров в отдельных экономических сферах. Оценочные показатели могут включать, как непосредственные полезный эффект от реализации программы, так и косвенное внешнее воздействие на экономическое состояние;
- оценка эффективности программы, проекта с социальной точки зрения, которая предполагает учет положительного воздействия программы на социальное развитие территории. Этот тип оценки программы, проекта развития вводится для того, чтобы произвести оценку по тем параметрам, которые не могут быть охарактеризованы в стоимостном виде.
Характеристика основных подходов к оценке программ и проектов развития территории
В отечественной практике публичного управления сложилось два основных подхода к оценке программ, проектов развития территории:
Оценка стратегических документов развития исходя из результативности. Названный подход предполагает использование аналитического и системного методов, что обеспечивает надежность результатов. Содержание названного подхода образуют следующие направления оценочной деятельности:
- оценка планирования и разработки программы, проекта развития территории. Это значит, что оценке подвергается сама методология стратегического планирования развития территории и те инструменты, которые применяются для разработки программы или проекта;
- оценка непосредственно структуры и содержания стратегического документа;
- оценка планируемых параметров реализации стратегического документа, то есть позитивных изменений, которые должны произойти в социально-экономической сфере в процессе и по окончании реализации мероприятий, предусмотренных стратегическим документом;
Методологический подход к оценке программы, проекта развития территории. Названный подход предполагает методологическое обеспечение оценочной деятельности, то есть разработку научно обоснованных мероприятий оценки для конкретных типов стратегических документов.