Подходы к планированию в государственном и муниципальном управлении
Планирование представляет собой функцию управления и состоит в подборе оптимальной альтернативе развитию объектов управления и рассчитывается на определенный отрезок времени.
Планирование на сегодняшний день обязательно должно быть гибким, с возможностью адаптироваться к изменениям внешней среды и объектов управления.
Планирование является набором решений и действий, которые предпринимаются государством и ведут к проработке стратегии, которая предназначается для помощи государству в достижении поставленных целей. Планирование выступает инструментом, которое помогает принять решения в управлении.
Система планирования в государственном и муниципальном управлении ориентируется на достижение целей, которые стоят перед государственными органами и органами местного самоуправления. Планирование проводится на всех уровнях власти.
Эффективный механизм планирования позволяет:
- Достигнуть социальные цели общества,
- Принять меры стабилизации, там, где не будут работать рыночные механизмы,
- Отдать предпочтение определенным путям развития.
Функции планирования
Государственное планирование подразумевает разделение функций и сферы влияния согласно иерархии управления.
Планирование на центральном уровне включает в себя:
- Разработку концепций развития.
- Разработку государственных планов.
- Разработку прогнозов и т.п.
При разработке планов обязателен анализ ситуации в интересующей сфере. После этого разрабатывается концепция, в которой прорабатываются приоритеты и политика поведения.
Долгосрочные прогнозы позволяют увидеть общие представления будущего и определить факторы развития общества.
Огромная роль отводится показателям, нормативам, критериям, которые зависят от иерархии и назначения. Например, на уровне макроэкономики отдают предпочтение народному хозяйству, а при микроэкономике уделяют внимание на прибыль.
Выбор приоритетов при развитии областей планирования должен основываться на следующих критериях:
- Государственная поддержка отраслям, которые находятся в кризисе,
- Выбор отраслей, которые представляют собой наукоемкие и быстрорастущие сферы.
Типы планирования
Прогнозирование развития РФ необходимо для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления четких решений в политике государства.
Правительство страны разрабатывает прогноз на:
- Долгосрочную перспективу,
- Среднесрочную перспективу,
- Краткосрочную перспективу.
Прогноз – это предсказание развития чего-либо, при основе на некоторых данных.
Планирование на долгосрочную перспективу осуществляется сроком на десять лет. Благодаря данному типу планирования становится возможным определить важные цели развития государства. Законодательно закреплено, что результаты данного типа планирования надлежит опубликовывать в средствах массовой информации.
Прогноз на среднесрочную перспективу определен Правительством РФ, и также обязателен к опубликованию.
Президент РФ, вступив в свои полномочия указал на то, что прогноз на среднесрочную перспективу является обязательным.
При среднесрочном планировании должны учитываться:
- Оценка развития РФ за определенные периоды,
- Макроэкономическая политика,
- Концепция развития страны,
- Политика в сельском хозяйстве,
- Политика в сфере экологии,
- Социальная политика,
- Внешняя политика.
Краткосрочная перспектива подразумевает ежегодное планирование. Президент страны ежегодно обращается к Федеральному Собранию и обязательно уделяет внимание развитию среднесрочного прогноза и ставит задачи на предстоящий год.
Таким образом, планирование в государственном и муниципальном управлении является важнейшей функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.