Государственные закупки – это механизмы, используемые органами государственного управления, государственными учреждениями и предприятиями с целью приобретения необходимых им работ, товаров и услуг для реализации функций государственного управления или обеспечения нужд функционирования этих субъектов.
Порядок осуществления государственных закупок во всех аспектах строго регулируется законодательством.
Особенности планирования государственных закупок
Порядок планирования закупок для государства регулируется статьей 16 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Основы планирования государственных закупок составляет формирование, утверждение и ведение плана-графика. Осуществление закупок, не включенных в план-график, невозможно.
План-график включает в себя следующую информацию:
- идентификационный код каждой закупки;
- наименования товаров, услуг и работ, которые выступают в качестве объекта закупки;
- размер финансовых средств, направляемых на обеспечение закупки;
- периодичность или сроки осуществления закупки;
- сведения относительно обязательности общественного обсуждения закупки товаров, услуг или работ;
- иные сведения, предусмотренные законодательством.
Российское правительство устанавливает следующие аспекты планирования государственных закупок:
- во-первых, состав требований к форме плана-графика;
- во-вторых, порядок составления и утверждения плана-графика, его изменения;
- в-третьих, порядок информирования населения и заинтересованных лиц относительно содержания плана-графика посредством размещения в единой информационной системе.
Также российское правительство наделено правом установления особенностей включения сведений в план-график относительно централизованных закупок, совместных аукционов и конкурсов, закупок, в отношении которых применяются закрытые способы выбора поставщиков, отдельных видов закупок.
Составление плана-графика осуществляется на срок, который соответствует сроку действия бюджетов различных уровней на финансовый год и плановый период. Включению в план-график подлежит также информация относительно закупок, осуществление которые планируется по истечении планового периода.
Формировании плана-графика государственных закупок осуществляется государственным заказчиком согласно требованиям, установленным законодательством, при осуществлении составления и рассмотрения проекта определенного бюджета. Утверждение плана-графика осуществляется в десятидневный срок, исчисляемый в рабочих днях, после информирования государственного заказчика относительно финансовых средств, выделяемых на государственные закупки из бюджета соответствующего уровня.
Изменение плана-графика допускается в следующих случаях:
- при необходимости приведения плана-графика в соответствие с измененными требованиями к закупкам, установленным законодательством;
- при необходимости приведения плана-графика в соответствие с измененными условиями закупки, в части их денежного финансирования, исполнения обязательств, изменения условий функционирования государственных учреждений и предприятий, соглашений о предоставлении субсидий;
- при необходимости реализации решений, принятых в соответствии с итогами обсуждения закупок обществом;
- при использовании экономии, которая получена вследствие осуществления закупок;
- в других случаях, предусмотренных законодательством.
Изменение плана-графика допускается в срок, не позднее чем за один день до момента размещения извещения относительно осуществление какой-либо закупки в единой информационной системе. Аналогичный срок устанавливается по направлению приглашений к участию в закрытых закупках поставщикам, или при заключении контракта с поставщиком в единственном числе.
При отсутствии соответствующей информации в плане-графике не допускается размещать в рамках единой информационной системы и извещения об осуществлении каких-либо закупок.
Для государственных закупок в сфере обороны существуют особые условия планирования, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
Порядок выбора способа осуществления государственных закупок
Способ осуществления государственных закупок выбирается заказчиком, который может осуществлять их:
- во-первых, конкурентным способом;
- во-вторых, проведением закупки у единственного исполнителя, подрядчика или поставщика.
Конкурентный способ осуществления государственных закупок может иметь следующие формы:
- во-первых, конкурсы, подразделяются на открытые и закрытые, с ограниченным участием, двухэтапные;
- во-вторых, аукционы, подразделяются на закрытые и электронные;
- в-третьих, запросы котировок;
- в-четвертых, запросы предложений.
Конкурс – это способ определения исполнителя закупки, который подразумевает признание победителем участника закупки, предложившего наилучшие условия выполнения контракта.
Аукцион – это способ определения исполнителя, который подразумевает выбор в качестве победителя участника закупки, предложившего максимально низкую цену.
Выбор способа выполнения государственной закупки осуществляется заказчиком на основании требований законодательства. Заказчику запрещено совершение действий, которые влекут за собой не имеющее оснований сокращение числа участников государственной закупки.
Конкурентный способ осуществления государственной закупки предусматривает возможность выделения лотов, по отношению к которым извещение о закупке содержит приглашение определенным поставщикам, указание объекта закупки, размера начальной максимальной цены контракта, порядок ее обоснования, размер обеспечения участия в закупке. В этом случае подача заявки на участие в закупке осуществляется в отношении конкретного лота, по которому заключается отдельный контакт.