Форма предоставления государственных и муниципальных услуг – это порядок взаимодействия органов государственного и муниципального управления, с одной стороны, и населении и хозяйствующих субъектов, с другой стороны, в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.
Форма предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»
Максимально перспективной и успешной формой предоставления государственных и муниципальных услуг в России стала форма предоставления этих услуг по принципу «одного окна». Эта форма подразумевает обращение заявителя не к государственным и муниципальным служащим, а к сотрудникам специализированного офиса, осуществляющего прием документов и оказывающего консультационные услуги по получению государственных и муниципальных услуг при необходимости.
Оказание государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» осуществляется многофункциональными центрами, работающими по единым стандартам на территории всей страны. С точки зрения населения многофункциональные центры представляют собой достигнутый результат реформирования системы государственного и муниципального управления, социально-управленческих инноваций, облегчающих общение с органами государственного и муниципального управления населению и представителям бизнеса. Развитие системы многофункциональных центров, ответственных за предоставление государственных и муниципальных услуг в соответствии с принципом «одного окна», обеспечивает сокращение сроков оказания услуг, уменьшает очереди, повышает степень удовлетворения населения и представителей бизнеса работой органов государственного и муниципального управления.
Специфической чертой данной формы оказания государственных и муниципальных услуг является осуществление межведомственного взаимодействия, требуемого для оказания государственной и муниципальной услуги без участия заявителей.
Развитие сети многофункциональных центров, призванных обеспечивать оказания государственных и муниципальных услуг в соответствии с принципом «одного окна», выступает в качестве приоритетной задачи построения современного государства, совершенствования системы государственного и муниципального управления.
Следует отметить, что работа по совершенствованию данной формы оказания государственных и муниципальных услуг носит перманентный характер. МФЦ оснащается соответствующей техникой, облегчающей оплату государственных пошлин без обращения в банк, расширяется спектр оказываемых государственных и муниципальных услуг, упрощается порядок сдачи документов, устанавливаются электронные очереди и так далее.
При этом в деятельности многофункциональных центров при использовании данной формы оказания государственных и муниципальных услуг существует ряд проблем, которые требуют решения в будущем. К числу таких проблем можно отнести:
- во-первых, нехватку административных регламентов в функционировании многофункциональных центров;
- во-вторых, предоставление не всех возможных государственных и муниципальных услуг;
- в-третьих, высокий удельный вес граждан, не наделенных доступом к получению государственных и муниципальных услуг в соответствии с принципом «одного окна»;
- в-четвертых, нехватку квалифицированных кадров;
- в-пятых, некачественное предоставление государственных и муниципальных услуг;
- в-шестых, бюрократизм.
Электронная форма предоставления государственных и муниципальных услуг
Информационные технологии охватывают все сферы деятельности человека, не является исключением и предоставление государственных и муниципальных услуг. Одной из перспективных форм предоставления государственных и муниципальных услуг является электронная форма. Данная форма подразумевает возможность оказания государственных и муниципальных услуг без личного обращения заявителя в многофункциональные центры, а использование для этой цели сети Интернет.
При применении электронной формы оказания государственных и муниципальных услуг заявитель обращается за оказанием государственной и муниципальной услуги с помощью специального сервиса через систему государственных услуг, делает заявку на оказание государственной услуги и по истечении определенного срока при условии уплаты соответствующей государственной пошлины получает результаты в электронной или бумажной форме.
При необходимости заявитель предоставляет определенные документы, требующиеся для оказания государственных и муниципальных услуг. Предоставление ряда документов осуществляется в электронной форме, но может потребоваться и предоставление оригиналов документов в многофункциональный центр.
Получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме дает заявителю следующие права и возможности:
- во-первых, информирование о сроках и порядке предоставления государственных и муниципальных услуг;
- во-вторых, возможность записи на прием в органы государственного и муниципального управления, многофункциональные центры с целью подачи заявления относительно предоставления государственной и муниципальной услуги;
- в-третьих, формирование запросов относительно предоставления государственных и муниципальных услуг;
- в-четвертых, возможность уплаты государственной пошлины за оказание государственной и муниципальной услуги;
- в-шестых, получение результата оказания государственной и муниципальной услуги;
- в-седьмых, получение информации относительно хода оказания государственной и муниципальной услуги;
- в-восьмых, оценка качества оказания государственной и муниципальной услуги и так далее.
Недостатком оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме зачастую является необходимость получения результата оказания государственных и муниципальных услуг в бумажном виде посредством обращения в многофункциональный центр. Это касается не всех видов государственных и муниципальных услуг, однако даже в редких случаях снижает эффективность оказания государственных и муниципальных услуг.