Открытость государственной службы – это один из фундаментальных принципов демократического государственно-политического устройства, предполагающий внедрение и использование методов и инструментов, обеспечивающих доступа населения к информации относительно реализации государственными служащими функций и задач публичного управления.
Сущность и значение открытости государственной службы
Государственная служба является одним из важнейших институтов публичного управления, поскольку непосредственно обеспечивает реализацию функций и задач публичного управления и соответственно социально полезный результат организации и реализации публичного управления.
Демократический политический режим, правовое государство и гражданское общество предполагают формирование и функционирование института государственной службы на демократических принципах, в частности предполагают открытость указанного института.
Открытость как принцип организации института государственной службы предполагает, что:
- информация об управленческих процессах открыта и доступна для населения;
- наличествуют инструменты для участия населения в принятии и реализации управленческих решений;
- функционируют каналы обратной связи, то есть население имеет возможность обратиться к должностному лицу или в орган публичной власти и получить исчерпывающую, полную и достоверную информацию в качестве ответа на свое обращение и др.
Так, одной из международных организаций в 2015 г. было проведено исследование открытости государственного управления и государственной службы, которое предполагало изучение государственного устройства более 100 стран по следующим параметрам:
- открытость информации о публичных процессах, в том числе о нормативно-правовых актах и принятых управленческих решений. Этот параметр позволяет оценить доступность и понятность информации относительно управленческих решений;
- право на информацию. Этот параметр в частности предполагает оценку количества удовлетворенных запросов, представление информации заинтересованным субъектам органами власти, в том числе оценку удовлетворения запросов в установленные сроки, а также оценку полноты, достоверности и актуальности представленной информации;
- гражданское участие. Указанный параметр предполагает оценку эффективности осуществления инструментов участия населения в разработке и реализации управленческих решений, в том числе по свободному выражению мнения, организации собраний и ассоциаций;
- инструменты подачи жалоб. Названный параметр предполагает оценку доступности для населения механизмов обжалования решений органов власти.
Результаты указанного исследования позволил констатировать, что наиболее полно принцип открытости государственного управления и государственной службы реализуется в европейских и ряде других стран.
Зарубежный опыт обеспечения открытости государственной службы
Государственная служба находится в центре внимания всех современных демократических государств.
Так, например, в США в 1966 г. был принят закон о свободе информации, который зафиксировал обязанность органов публичного управления раскрывать сведения, касающиеся государственного управления, а также гарантировал право американских граждан осуществлять запросы сведений у органов власти. Кроме того, закон обеспечил реализацию принципа открытости за счет предоставления гражданам права на обращение в суд в случае, если орган публичного управления откажет в предоставлении запрашиваемой информации.
Кроме того, на территории США действует меморандум об открытом правительстве для руководителей исполнительных органов, которые составил базу для формирования открытого правительства. Этот меморандум фиксирует принципы организации и функционирования открытого правительства, в том числе:
- участие гражданского общества в принятии управленческих решений;
- сотрудничество власти с населением при реализации управления;
- принцип прозрачности публичного управления.
Реализация меморандума была обеспечена принятием директивы, закрепившей задачи, возложенные на органы публичного управления для повышения открытости государственной службы, в том числе:
- публикация сведений относительно публичного управления в сети Интернет;
- обеспечение качества размещаемой информации, ее доступности достоверности;
- формирование и институционализация культуры открытого правительства;
- формирование благоприятной среды для обеспечения открытости государственной службы.
В Великобритании решение вопросов обеспечения открытости государственной службы во многом обеспечивается за счет функционирования местных органов власти. В частности, на местные органы возложена обязанность по всестороннему содействию просвещению местного населения по вопросам функционирования демократических инструментов и вовлечению местного населения в разработку и реализацию управленческих решений.
Отечественный опыт обеспечения открытости государственной службы
В отечественной практике публичного управления принцип открытости зафиксирован как принцип организации публичного управления и как принцип функционирования института государственной службы.
Для наиболее полного обеспечения открытости государственной службы в российской практике реализуются стратегические и программные документы по внедрению механизмов и инструментов открытого правительства, в том числе:
- должностные лица и органы публичного управления создают официальные порталы, где размещается основная информация о результатах осуществления функций и задач публичного управления и предстоящих управленческих процессах, а также о контактах и каналах связи с должностным лицом или органом публичного управления;
- функционирует единый портал государственных и муниципальных услуг, который позволяет населению удаленно получать государственные и муниципальные услуги и др.