Управление кадрами – это специальная управленческая деятельность, реализуемая в организации для найма работников, их обучения, развития, сохранения, а также стимулирования к эффективному решению задач организации.
Значение управления кадрами в детских дошкольных учреждениях
Не вызывает сомнения, что будущее общества и государства связано с подрастающим поколением, усилиями которого в последующем будет обеспечиваться социально-экономическое развитие. Именно поэтому усилия общества и государства должны быть направлены на формирование благоприятной среды для становления и развития личности детей. Эффективность деятельности образовательных учреждений, в том числе дошкольных учреждений, зависит от профессионализма, добросовестности персонала таких учреждений. Указанное актуализирует разработку и реализацию эффективной кадровой политики в таких учреждениях.
В современных условиях управление персоналом в дошкольных детских учреждениях должно осуществляться по следующим направлениям:
- кадровое планирование;
- подбор и расстановка кадров;
- адаптация вновь прибывших работников;
- мотивация работников;
- разработка и внедрение системы развития персонала;
- обеспечение работы с кадровым резервом;
- выстраивание организационной культуры;
- создание благоприятного социально-психологического климата внутри организации;
- обеспечение аттестации и оценки деятельности работников учреждения;
- контроль над эффективностью деятельности работников учреждения;
- организация кадрового документооборота;
- формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников учреждения.
При этом необходимо отметить, что сегодня многие из детских дошкольных учреждений не имеют в структуре отдела по управлению персоналом, и фактически кадровая работа в учреждениях сводится к документальному оформлению кадровых решений.
Проблемные аспекты управления кадрами в детских дошкольных учреждениях
К числу проблемных аспектов в области управления персоналом в детских дошкольных учреждениях можно отнести:
- отказ от внедрения инновационных технологий в систему обучения и управления персоналом;
- несоответствие деятельности дошкольных образовательных учреждений запросам общества;
- отсутствие единства внутри педагогического состава по вопросам организации и реализации воспитательной и образовательной деятельности в дошкольных учреждениях;
- отсутствие надлежащего научно-методического обеспечения деятельности детских дошкольных учреждений в соответствии с запросами общества;
- отсутствие специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для активного внедрения инновационных технологий и ориентации деятельности детских дошкольных учреждений на запросы общества.
Совершенствование управления кадрами в детских дошкольных учреждениях
В числе основных направлений по совершенствованию управления кадрами в детских дошкольных учреждениях можно выделить:
- рассмотрение кадровой работы как специальной управленческой деятельности, включающей в себя систему мероприятий по определению потребностей учреждения в кадрах посредством планирования, дифференциации потребностей учреждения в разные временные периоды и внесения корректировок в кадровую политику исходя из текущего состояния учреждения;
- определение кадровых потребностей учреждения в количественном отношении и в квалификационном. Кроме того, планирование кадровых потребностей учреждения должно включать разработку системы способов и мероприятий по привлечению квалифицированных работников и сокращению неэффективного персонала;
- разработка и реализация системы мероприятий по обучению и развитию персонала. Перед современной системой образования стоит задача переориентировать образовательные организации на нужды и потребности общества, экономики, государства. Указанные задачи в полной мере распространяются на детские дошкольные учреждения. Управление персоналом в таких учреждениях должно предполагать постоянный мониторинг потребностей детей и родителей в области детского дошкольного образования и воспитания и обеспечивать стимулирование развития персонала учреждения по приоритетным направлениям, поддержку персонала в профессиональном саморазвитии. При этом важно подчеркнуть, что работа по обеспечению развития персонала должна носить системный характер и включать в себя мероприятия по адаптации нового сотрудника к внутренней среде организации, к задачам деятельности учреждения и к его собственным должностным обязанностям, мероприятия профессионального обучения и развития на протяжении всего карьерного пути в организации;
- разработка и реализация системы мероприятий по поддержке молодых специалистов. Для сохранения и развития молотых специалистов внутри системы дошкольного образования важно предлагать конкурентную оплату труда и формировать благоприятные условия деятельности внутри учреждения, а также обеспечивать меры социальной поддержки.
Управление персоналом в детских дошкольных учреждениях должно носить системный характер. Это предполагает:
- разработку концепций и проектов управления персоналом, в том числе его развития, направленным на повышение качества предоставляемых детским дошкольным учреждением услуг. Для эффективной организации управления персоналом в детских дошкольных учреждениях должна разрабатываться и реализовываться кадровая политика, гарантирующая личностно-ориентированный подход, повышение роли воспитательного процесса;
- расширение взаимодействия учреждения с иными социальными институтами;
- расширение и укрепление каналов взаимодействия с родителями и др.
Для эффективной деятельности детского дошкольного учреждения на современном этапе общественного развития приоритетное значение имеет эффективный диалог с родителями с обществом в целом для формирования благоприятной среды для всестороннего развития личности, включения ее в социальные процессы для решения в последующем социально значимых задач.