Управление государственной собственностью учреждений образовательной сферы деятельности – это действия органов управления образовательными учреждениями, направленные на распоряжение объектами государственной собственности, выделенными этим учреждениям государством.
Собственность учреждений образовательной сферы деятельности
Учреждения образовательной сферы деятельности являются собственниками имущества (или владеют оным на ином законном основании), которое необходимо им для оказания образовательных услуг или другой деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения.
Учреждения образовательной сферы, являющиеся государственными или муниципальными организациями, располагают имуществом, которое закрепляется за ними в соответствии с правом оперативного управления. Также в состав собственности учреждения образовательной сферы включаются объекты, в отношении которых они имеют право самостоятельного распоряжения. Эти объекты включают в себя строения, здания, сооружения. Указанные объекты представляют собой производственную, учебную, социальную инфраструктуру и включают в себя жилые помещения, которые расположены в зданиях, имеющих культурное, социальное, производственное и учебное назначение, общежития, клинические базы, находящиеся под оперативным управлением учреждения образовательной сферы. По отношению к этим объектам процесс приватизации запрещен.
В случае ликвидации учреждения образовательной сферы его собственность направляют на развитие образования, но только после удовлетворения требований кредиторов.
Право оперативного управления по отношению к государственной собственности учреждений образовательной сферы
По отношению к государственной собственности учреждений образовательной сферы устанавливается право оперативного управления, являющееся производным от права собственности. Право оперативного управления предусматривает ограничение прав владения, пользования и распоряжения имуществом, которые либо устанавливаются в законодательном порядке, либо определяются собственником имущества.
В основе права собственности находятся неограниченные полномочия владения, распоряжения и пользования собственностью. Право оперативного управления предоставляет возможность владеть и пользоваться имуществом согласно целям деятельности учреждения образовательной сферы и назначения имущества, переданного государством учреждению. Также право оперативного управления включает в себя право распоряжаться своим имуществом при наличии согласия собственника.
Полномочия распоряжение имуществом различаются в зависимости от типа учреждения образовательной сферы.
Если образовательное учреждение является автономным и бюджетным, оно не располагает правом распоряжения недвижимым имуществом, а также имуществом, являющимся движимым и особо ценным, при условии его приобретения за счет средств, выделенных собственником. Однако эти учреждения могут вносить такое имущества в качестве вклада в уставный капитал учреждаемых ими юридических лиц.
В отношении иной государственной собственности учреждения сферы образования не установлено ограничений в отношении права распоряжения. То есть если образовательные учреждения приобрели в собственность имущество за счет средств, полученных от доходной деятельности, они могут отчуждать это имущество без согласия собственника. В этом случае правомочность распоряжения такой собственности не ограничивается законодательно. Такая ситуация позволяет признавать учреждения сферы образования частным собственником по отношению к государственной собственности.
Казенным учреждениям не предоставляется право распоряжения собственности без согласия владельца. Это обусловлено тем, что доход казенных предприятий направляется в бюджет, следовательно, не может быть использован на приобретение какой-либо собственности.
Государство через органы государственного управления, которые выступают учредителями организация образовательной сферы, заинтересовано в обеспечение роста качества образовательных услуг. В связи с этим государство, как правило, не выступает против распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом, если его использование направлено на расширение сферы деятельности образовательного учреждения.
Особенности управления государственной собственностью учреждений образовательной сферы
Совокупность государственной собственности в соответствии с критериями управляемости можно разделить на четыре группы:
- предприятия, владельцем которых выступает государство, которое им и управляет (к примеру, шахты, нефтеперерабатывающие заводы);
- структуры общественной значимости, владельцем которых выступают национальные или местные правительства, осуществляющие управление ими (авиалинии, железные дороги, школы, медицинские учреждения и так далее);
- организации, которые принадлежат государству, но оно не участвует в управлении ими;
- организации, которые частично принадлежат государству и имеют разнообразные структуры контроля их деятельности.
Образовательные учреждения по степени управления государственной собственностью относятся к третьей группе. Государство в лице органов государственного управления выступает учредителем этих учреждений, но не осуществляет непосредственный процесс управления этой собственностью и образовательным учреждением.
Управление государственной собственностью учреждений образовательной сферы подразумевает обеспечение сохранности этой собственности, поддержание ее в состоянии, пригодном к эксплуатации, организацию эффективного использования. При отсутствии необходимости государственная собственность учреждения образовательной сферы может быть возвращена государству, которое, в свою очередь, может передать его другому образовательному учреждению или использовать в иных целях.