Стратегическое управление духовной сферой общества – это система организации и реализации публичного управления социально-духовными отношениями, функционирование которой направлено на обеспечение благоприятных условий для удовлетворения духовных потребностей личности и эффективного духовного развития общества через постановку соответствующих управленческих целей в долгосрочной перспективе.
Значение стратегического управления духовной сферой общества
Прежде всего, необходимо отметить, что вопрос об управлении духовной сферой социума остается в теории и практике публичного управления открытым, поскольку эта сфера во многом связана с внутренней личной жизнью индивида. Однако ввиду высокой значимости свободной реализации прав личности в духовной сфере, оставить ее без внимания публичного управления не представляется возможным. Так, в демократических государствах на конституционном уровне гарантируются права человека в духовной сфере, в том числе свобода вероисповедания, свобода слова, свобода печати, свобода реализации трудовой, в том числе творческой деятельности, и пр. Конституционное положение гарантируется инструментами защиты и восстановления нарушенных прав личности, в том числе посредством обращения в судебные и иные правоохранительные органы.
Такие гарантии выступают основой демократического общественного устройства, препятствиями на пути к установлению диктатуры и тоталитарного политического режима.
Система стратегического управления духовной сферой общества
Духовная сфера общества является структурным элементом общественной системы, взаимосвязанным с иными элементами – экономическим, культурным, политическим и др. На состояние духовной сферы общества влияют степень демократизации политических отношений в стране, идеологический и политический плюрализм и пр. Экономическая сфера общественной жизни также оказывает влияние на духовную сферу, поскольку подлинное духовное развитие личности нередко связано с тем, насколько обеспечены ее базовые потребности. В немалой степени духовное развитие определяется и культурным развитием личности, теми условиями, которые создаются в социально-культурной сфере для развития и саморазвития личности.
Указанное позволяет утверждать, что управление духовной сферой общества является структурным элементом публичного управления. Таким образом, управление духовной сферой общественной жизни предопределяются теми целями и задачами стратегического характера, которые стоят перед государством и обществом в долгосрочной перспективе.
Субъекты стратегического управления духовной сферой общества
Основы внутренней политики государства определяет глава государства, это касается и социальной, в том числе духовной, культурной, а также экономической областей общественного развития. В соответствии с ориентирами, определенными главой государства, задачи стратегического управления духовной сферой общества решаются федеральным парламентом. Исполнительные органы, в свою очередь, обеспечивают реализацию законодательных положений на практике.
Сегодня все чаще в системе публичного управления в духовной сфере в качестве стратегической цели ставятся:
- формирование демократической идеологии, и как следствие, формирования правовой и социальной культуры;
- уважение прав личности;
- недопустимости дискриминации по национальным, расовым, религиозным и иным признакам.
Кроме того, названная цель ориентирована на воспитание подрастающего поколения в духе демократических ценностей, уважения к праву, базовым правам и свободам личности.
Взаимосвязь стратегического управления духовной и культурной сферами общества
Представляется, что оказание прямого управленческого воздействия на внутреннюю психическую жизнь личности недопустимо. Духовная сфера не подлежит прямому регулированию со стороны публичного управления. Более того, и косвенное воздействие на духовную сферу общественной жизни должно осуществляться государством не с позиций контроля, а с позиции обеспечения прав и свобод личности наиболее полно, в том числе через создание условий для удовлетворения духовных потребностей личности.
Указанное предопределяет, что стратегическое управление духовной сферы реализуется в частности через стратегическое управление сферой культуры. Очевидно, что от уровня развитие культурной сферы конкретного государства зависит и удовлетворенность духовных потребностей индивидов. Поскольку культурная сфера предполагает воплощение не только во внутренней духовной жизни человека, но и в материальных средствах в окружающем мире, через создание организаций культуры – музеев, библиотек и пр., усилия государства преимущественно должны быть направлены на формирование такой материальной среды, на повышение доступности культурной материальной среды.
Так, сегодня учреждения культуры переживают недостаток финансирования, износ материально-технической базы, отток высококвалифицированных специалистов и пр. Это обуславливает необходимость со стороны государства оптимизации системы управления культурной сферы и постановки следующих стратегических целей управления в духовной и культурной сферах:
- обеспечение эффективного финансирования учреждений культуры, в том числе посредством привлечения на партнерских началах субъектов частного бизнеса в сферу;
- информатизация культурной сферы, то есть предоставление доступа к культурным ценностям и ресурсам в режиме онлайн в сети Интернет для всех заинтересованных субъектов;
- внедрение в управлении культурными организациями новых методов менеджмента, в частности, посредством привлечения высококвалифицированных управленцев из частной сферы;
- вовлечение населения в процессы управления культурной и духовной жизнью, в том числе предоставление площадок для высказывания населением позиции относительно конкретных управленческих решений;
- формирование благоприятных условий в дошкольных и школьных учреждениях для культурного и духовного развития детей, в том числе посредством организации бесплатных мастер-классов, кружков, семинаров и пр.