Территории общего пользования в российских городах – это территории, которые используются неограниченным кругом лиц на беспрепятственной основе.
Понятие и значение территорий общего пользования
Территории, выступающие объектом массового пользования со стороны множества людей, существуют по законам, отличным от законов частной собственности. Такие территории могут находиться в ведении отдельных хозяйствующих субъектов, принадлежать государству или муниципалитету, обслуживаться клининговыми, озеленительными и иными компаниями, которые при этом не являются их хозяевами.
Такие территории предоставляют право прохода, отдыха или иного пользования ими каждому гражданину.
Территории общего пользования – это территории, в отношении которых допускается их использование неограниченным кругом лиц. В отношении этих территорий невозможно установить запрет на проход по ним или иное допустимое использование, хотя на этих территориях применимы определенные правила поведения.
В качестве примеров территорий общего пользования можно обозначить:
- во-первых, городские парки;
- во-вторых, набережные;
- в-третьих, бульвары;
- в-четвертых, пляжи;
- в-пятых, площади;
- в-шестых, скверы;
- в-седьмых, береговые полосы водных объектов общего пользования;
- в-восьмых, улицы и так далее.
Территории общего пользования могут посещать как жители населенного пункта, так и его гости.
Гражданское законодательство гарантирует гражданам свободное право, не требующее какого-либо разрешения в следующих случаях:
- во-первых, присутствия на незакрытых для общего пользования земельных участках, которые находятся в муниципальной или государственной собственности;
- во-вторых, использования природных объектов, расположенных на таких земельных участках, в пределах, ограниченных законодательством и собственником соответствующего участка.
При отсутствии ограждения вокруг территории общего пользования или иного обозначения собственником этой территории запрета на вход без разрешения любое лицо имеет право на проход через участок при условии, если его действия не причиняют беспокойства или ущерба собственнику территории.
Принципы развития территорий общего пользования в российских городах
В основе развития территорий общего пользования в российских городах находится ряд принципов, к числу которых необходимо отнести следующие:
- во-первых, принцип общедоступности. Данный принцип подразумевает, что территории общего пользования доступны всем гражданам без каких-либо ограничений по любым признакам. Задача публичной власти любого уровня состоит в обеспечении возможности такого доступа;
- во-вторых, принцип соответствия реальным потребностям населения в территориях общего доступа. Территории общего доступа должны быть выделены только там, где они действительно необходимы. Остальные земельные участки следует использовать в целях получения дохода в муниципальные бюджеты;
- в-третьих, принцип обеспечения содержания территорий общего пользования. Территория общего пользования должны содержаться в порядке, определяющем правила их использования. Без соответствующей заботы со стороны властей в отношении территории общего пользования граждане не будут предпринимать усилия по обеспечению порядка со своей стороны.
Соблюдение принципов развития территории общего пользования формирует основу для рационального использования такого рода земельных участков.
Направления развития территорий общего пользования в российских городах
Развитие территорий общего пользования в российских городах не всегда было объектом внимания со стороны государственных и муниципальных властей. Как следствие, многие территории общего пользования находятся в запустении, выполняют роль свалок, могут быть самовольно заняты какими-либо постройками.
Таким образом, в качестве основного направления развития территорий общего пользования в российских городах выступает обеспечение нормального состояния этих территорий. Задача властей состоит в преодолении запустении территорий общего пользования, очистки их от мусора, озеленении при наличии такой возможности, обязывании лиц, осуществивших самовольную застройку территорий, к сносу самовольных построек.
Властям необходимо проведение инвентаризации территорий общего пользования с целью определения обоснованности такого статуса этих территорий. Очевидно, что не все территории, наделенные статусом территорий общего пользования, действительно нужны людям. При формировании стратегии развития территорий общего пользования необходимо понимать, что выделяя земельные участки такого типа муниципальные власти лишаются доходной статьи бюджета, но в обязательном порядке получают расходную часть бюджета.
Территории общего пользования нуждаются в содержании, уборке, контроле общественного порядка. В связи с этим властям необходимо четко понимать целесообразность наделения земельных участков статусом территорий общего пользования.
Исключение из состава территорий общего пользования отдельных земельных участков позволит организовать их доходное использование, что положительно скажется на бюджете города и позволит использовать полученные средства для поддержания порядка, в том числе на территориях общего пользования.
Необходимо отказаться от практики «сбрасывания» излишних земельных участков в состав территорий общего пользования, буквально отрезанных при выделении тех или иных земельных участков за ненадобностью.
Также направлением развития территории общего пользования выступает их облагораживание. Приведение территории общего пользования в нормальное состояние является обязательным условием требований к гражданам относительно поведения на территориях общего пользования. При отсутствии надлежащего ухода за территориями общего пользования граждане воспринимают это как отсутствие запретов, не стремятся соблюдать правила, поддерживать порядок.