Монотерритории – это населенные пункты, развитие которых в наибольшей степени определяется функционированием одного градообразующего предприятия.
Монотерритории и специфика их развития
Монотерритории и их развитие формируют основу для трансформации экономики определенных территорий Российской Федерации, оказывающих влияние на экономическое развитие страны в целом. Последние годы характеризуются возникновением ряда проблем, которые отрицательно сказываются на развитии монотерриторий, что ставит перед органами власти задачу по поиску эффективных мер воздействия на этот процесс.
Монотерритории - это населенные пункты, в которых ведущая роль возложена на одно предприятие, определяющее порядок течения всех экономических и социальных процессов территории. Такое предприятие именуется градообразующим. В этом контексте монотерриторию можно определить как поселение, хозяйствующие субъекты и население которого не могут собственными силами обеспечить компенсацию рисков внешней экономической среды, исключающих возможность устойчивого развития этого поселения.
Главной особенностью моногородов является их зависимость в развитии от состояния градообразующего хозяйствующего субъекта. При этом в российском законодательстве отсутствуют четкие критерии и методы определения статуса градообразующего хозяйствующего субъекта, степени участие населения в его функционировании, особенностей взаимосвязи населения и функционирования хозяйствующего субъекта, величины налоговых обязательств. Постановление Правительства от 1994 года определяет градообразующее предприятие как хозяйствующий субъект, который обеспечивает занятость 30 % трудоспособного населения города или имеет на своем балансе объекты инженерной и социально-коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие обслуживание минимум 30 % населения города.
Еще одно определение градообразующего предприятия дает Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который признает таковым организацию юридических лиц, численность работников которой превышает 25 % от численности работающего населения определенного населенного пункта.
Такой подход к регулированию градообразующих предприятий охватывает лишь небольшой сегмент правовых отношений. За регионами сохраняется право определение критериев отнесения предприятий к градообразующим. Важность этого вопроса состоит в том, что градообразующий хозяйствующий субъект несет повышенную социальную нагрузку и обеспечивает функционирование и развитие всего поселения.
В соответствии со статистическими данными количество моногородов в Российской Федерации превышает 300 единиц, а численность их населения свыше 16 млн человек. В моногородах проживает около 11 % населения Российской Федерации. Эффективность функционирования и развития моногородов оказывает прямое влияние на уровень жизни, занятость и благополучие 1/10 населения Российской Федерации.
По оценке финансового состояния газообразующих хозяйственных субъектов специалистами Экспертного института всю их совокупность разделили на две группы:
- во-первых, финансово благополучные градообразующие хозяйствующие субъекты;
- во-вторых, финансово неблагополучные градообразующие хозяйствующие субъекты.
В качестве критерия оценки использовался уровень рентабельности продаж определяемый по чистой прибыли, минимальное значение которого составляло 10 %. Статистические исследования свидетельствуют, что удельный вес финансово неблагополучных градообразующих хозяйствующих субъектов превысил 80 %.
Методы обеспечения развития монотерриторий
Развитие монотерритории требует сосредоточения на двух блоках: научном и правовом обеспечении.
В смысле правового обеспечения урегулирования требуют следующие вопросы:
- во-первых, установление взаимосвязи стратегических документов развития моногородов и градообразующих предприятий;
- во-вторых, законодательное закрепление нормативных процедур разработки планов развития моногородов и градообразующих предприятий;
- в-третьих, установление правового регулирования ответственности муниципальных органов власти за реализацию стратегических и перспективных планов развития моногородов и городообразующих предприятий;
- в-четвертых, нормативное регулирование экспертной оценки достоверности и качества планов развития моногородов и градообразующих предприятий;
- в-пятых, установление системы информационного обеспечения мониторинга развития монотерриторий.
В научном обеспечении развития моногородов требуются работы по следующим направлениям:
- во-первых, разработка концепции и развития монотерритории;
- во-вторых, проведение диагностики динамических свойств монотерритории;
- в-третьих, разработка методики оценки территориального потенциала развития монотерритории;
- в-четвертых, формирование схемы размещения объектов социального и производственного назначения на территории моногородов;
- в-пятых, разработка схемы мобилизации ресурсов монотерритории;
- в-шестых, разработка системы страхования рисков развития монотерритории.
Высокая зависимость развития монотерритории градообразующих предприятий обеспечивает наличие устойчивой взаимосвязи между развитием этих субъектов. Риски градообразующих предприятий переносятся на развитие монотерритории. Обеспечение планомерного развития как градообразующего предприятия, так и самой монотерритории способны обеспечить перераспределение рисков и снизить уровень ущерба и убытков.
Развитие моногородов требует снижения социальной и инфраструктурной нагрузки на градообразующие предприятия. Эта инфраструктура должна содержаться за счет средств муниципальных образований, поддержки со стороны регионов и федеральной власти. Градообразующие предприятия должны быть сосредоточены на организации и финансировании своей производственной деятельности, обеспечивающей рабочие места и само существование монотерритории. При этом остальные вопросы должны быть решены за счет налоговых средств, уплаченных градообразующим предприятием в бюджетную систему Российской Федерации.