Государственно-управленческая мысль в современной России – это разработанные на основе анализа опыта политического управления в России и в зарубежных странах концепции наиболее эффективной для отечественной государственно-правовой действительности организации и реализации функций публичного управления.
Особенности развития государственно-управленческой мысли в современной России: основные направления
Несмотря на почти уже 30-летнюю историю современной России вопросы оптимизации государственного управления не теряют своей актуальности. Административные реформы носят перманентный характер, их целью является как повышение эффективности всего государственного механизма, так и отдельных элементов его системы. Значительные усилия направлены на совершенствование института государственной службы в стране.
Усилия научного сообщества в области публичного управления направлены на преодоление таких негативных тенденций, как:
- укоренение коррупционных схем в системе государственного управления;
- недостаточный уровень профессионализма, компетентности и добросовестности лиц, находящихся на государственной службе и избираемых должностях в системе публичного управления;
- перекосы в разграничении сфер ведения в государственном управлении между центром и периферией;
- неравномерность социально-экономического развития территорий, образующих современную Россию;
- неэффективность установленных Конституцией страны демократических процедур;
- нестабильность законодательства;
- сырьевая экономика;
- недостаточный уровень благосостояния населения и пр.
Указанные недостатки обнаруживают неэффективность механизма государственного управления, его несоответствие социальным запросам и проблемам социальной экономической действительности современной России. Это находит подтверждение в снижении уровня доверия российского населения к органам публичной власти и к чиновникам, в частности.
Таким образом, провозглашенные в 1990-х годах демократические преобразования нельзя назвать реализованными. Во многих отраслях и на всех уровнях власти сохраняется пережитки административно-бюрократической модели управления.
При этом необходимо отметить и позитивные изменения:
- государство стремится к учреждению института государственно-частного партнерства с бизнесом иные, налаживает иные формы взаимодействия с предпринимателями;
- уровень качества предоставляемых государственных услуг стал значительно выше и пр.
Указанными обстоятельствами обуславливаются основные направления государственно-управленческой мысли в современной России. Так, несмотря на все разнообразие, пестроту предлагаемых в науке концепций модернизации государственного управления в качестве основных характеристик можно выделить следующие:
- смещение акцента в публичном управлении на финансовый менеджмент; осознание и признание ответственности за использование для решения задач публичного управления финансовых ресурсов, аккумулируемых населением в бюджете и внебюджетных фондах;
- на смену результативности публичного управления приходит категория эффективности публичного управления, когда успех функционирования органов государственной власти связывается не только с экономией финансовых ресурсов, которые были привлечены для достижения целей и задач публичного управления, но, прежде всего, с качественными характеристиками публичного управления и степенью удовлетворенности социального запроса и пр.;
- активно подчеркивается обслуживающая роль государства: государство учреждено, функционирует и использует ресурсы населения исключительно для целей удовлетворения потребностей населения, наиболее полного обеспечения прав личности, обеспечения прогрессивного социально-экономического развития государства и территорий его образующих;
- децентрализация публичного управления требует эффективного перераспределения полномочий между центром и периферией, между органами власти и населением; во всех сферах публичного управления ориентация должна быть взята на реализацию партнерской модели управления.
Особенности развития государственно-управленческой мысли в современной России: противопоставление концепций
Сегодня в качестве наиболее перспективной концепции государственно-управленческой мысли в современной России следует рассматривать маркетинговое управление. Эта концепция, применяемая бизнес-структурами в рыночных отношениях, в системе публичного управления трансформируется в прогнозирование управления, удовлетворение социальных запросов посредством эффективного оказания государственных и муниципальных услуг.
Эта модель организации публичного управления заставляет отойти от привычной схемы «власти и подчинения», государственного принуждения к партнерским отношениям, прежде всего, между государством и бизнесом, когда в сотрудничестве эти мощнейшие институты общественного устройства решают социально важные задачи и совместными усилиями обеспечивают прогрессивное развитие государства. Идеалом названной модели выступают передача оказания государственных услуг представителям частного бизнеса, при сохранении функций контроля качества и эффективности предоставления таких услуг в ведении государства.
Названная модель организации публичного управления широко применяется в развитых европейских странах. Так, например, в Германии государство фактически реализует роль гаранта выполнения социальных запросов посредством организации предоставления публичных услуг, обеспечения повышения уровня самоуправления в важнейших сферах общественной жизни. Важно понимать, что предложенная модель организации публичного управления не предполагает отказа государства от своих властных полномочий, меняется лишь роль государства – оно становится заказчиком и контролером эффективности реализации социальных услуг бизнес-структурами, институтами гражданского общества и пр.
Наряду с названной моделью широко отстаиваются в науке и модели, обосновывающие необходимость централизации государственной власти. Здесь социально-экономическое развитие напрямую определяется качеством реализации властных полномочий органами публичного управления, перспективы развития определяется государством.