Государственная регистрация сервитута – это установленная специальным законодательством процедура государственного подтверждения обременения вещного права на недвижимое имущество правом ограниченного пользования такой же недвижимостью другого лица, которая производится на основании заявления заинтересованных субъектов в соответствии с условиями сервитута, установленными в судебном акте или соглашении.
Понятие, правовое регулирование и значение сервитута
Институт сервитута в отечественном правопорядке регулируется положениями гражданского и земельного законодательства, вопросы его регистрации регулируются специальным законодательством, регламентирующим вопросы и процедуру регистрации прав в отношении недвижимого имущества.
Сервитутом в отечественном правопорядке именуется ограниченное право собственника земельного участка пользоваться соседним земельным участком другого собственника.
К установлению сервитута прибегают в следующих случаях:
- когда собственнику земельного участка необходимо использовать часть соседнего земельного участка для того чтобы проезжать или проходить на свой участок;
- когда собственнику земельного участка необходимо использовать часть соседнего участка земли для производства строительных, реконструкционных, эксплуатационных и иных действий в отношении линейных объектов, если такие действия не препятствует пользованию земельным участком согласно разрешенному использованию;
- в иных случаях, когда потребности собственника земельного участка не могут быть удовлетворены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не влияет на содержание правомочий владения, пользования и распоряжения собственника этого земельного участка.
Процедура предоставления и установления сервитута
Процедура предоставления установления сервитута регламентируется положениями гражданского законодательства. Так при наличии оснований, предусмотренных законом, сервитут устанавливается:
- по соглашению между собственником земельного участка, в отношении которого предполагается установить обременение, и заинтересованным лицом;
- в случае, когда установление сервитута в добровольном порядке на основании соглашения невозможно, такое установление происходит в судебном порядке.
Ограниченное вещное право в отношении участка земли подлежит государственной регистрации.
Кроме того, может устанавливаться публичный сервитут. Такое ограниченное право пользования недвижимостью устанавливается законодательным или подзаконным нормативно-правовым актом Федерации, региона или муниципального образования, когда необходимо обеспечить публично-правовые интересы и при этом нет необходимости изымать земельный участок. В рассматриваемом случае установление сервитута в интересах публично-правового образования реализуется по итогам проведения общественных слушаний. В качестве примера установления публичного сервитута можно привести установление права на проход граждан к берегу реки, озера, к иному водному объекту, а также для производства ремонта объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и пр.
Особенности осуществления государственной регистрации сервитута
Государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимости, в том числе земельных участков, представляет собой юридический акт, направленный на подтверждение или признание возникновения, преобразования, перехода, прекращения, обременения или ограничения права конкретного лица в отношении конкретного объекта недвижимости.
Регистрация прав в отношении недвижимого имущества позволяет государству аккумулировать достоверную информацию об учтенных объектах недвижимости, о правах на них и основаниях таких прав, о субъектах таких прав, а также иных юридически значимых обстоятельствах, систематизировать такую информацию.
Иными словами, государственная регистрация направлена на упорядочение отношений по приобретению, передаче, прекращению, обременению, ограничению прав в отношении недвижимого имущества.
Поскольку сервитут представляет собой обременение права собственника земельного участка посредством предоставления заинтересованному субъекту ограниченного вещного права – права прохода и проезда через такой участок, он, как всякое обременение (ограничение) в отношении прав на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Специальным законодательством, регулирующим вопросы и процедуру регистрации прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества, в качестве оснований государственной регистрации ограниченного права пользования земельным участком (сервитута) устанавливается:
- заявление заинтересованного в приобретении ограниченного права пользования чужим земельным участком лица;
- заявление лица, чье право собственности на земельный участок ограничивается для предоставления права прохода или проезда через него заинтересованному лицу.
Для государственной регистрации сервитута представляются также:
- соглашение заинтересованного в предоставлении сервитута лица и лица, чье право таким сервитутом будет обременено, в котором содержится описание места и условий использования земельного участка в ограниченном порядке;
- акт суда, в котором содержится информация относительно места и условий ограниченного использования участка земли.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что в тех случаях, когда процедура установления сервитута в отношении участка земли, который находится в собственности государства или муниципального образования, требует наличия согласия органов публичного управления федерального, регионального или местного уровней, то с заявлением для регистрации сервитута предоставляются также согласие соответствующего органа публичного управления.
Необходимо отметить, что при переходе права на земельный участок, в отношении которого установлено обременение в виде сервитута, сервитут сохраняется.
Собственник земельного участка может требовать и снятия обременения сервитутом, если отпали те основания, по которым ограничение устанавливалось. Кроме того, если ограничение права в форме сервитута не позволяет собственникам использовать земельный участок в соответствии с его назначением, собственник имеет право в судебном порядке требовать прекратить сервитут.