Федеральная государственная гражданская служба – это организуемая государством и реализуемая российскими гражданами в соответствии с требованиями закона профессиональная деятельность по обеспечению реализации полномочий федеральных органов власти исполнительного, законодательного и судебного характера и обеспечению деятельности федеральных должностных лиц.
Правовое регулирование организации и прохождения федеральной государственной гражданской службы
Конституция страны гарантирует всем российским гражданам равное право на участие в управлении публичными делами, предоставляя для этого, как инструменты непосредственной демократии, так и представительной. Иными словами, российские граждане могут участвовать в публичном управлении государством за счет референдумов, выборов и через избранных представителей в системе публичного управления.
Основная гарантия политических прав российских граждан включает в себя гарантию равной для всех доступности для замещения должностей государственной гражданской службы, в том числе федеральной службы.
Конституционные положения получают конкретизацию в нормах специального федерального законодательства, посвященного вопросам гражданской службы в стране. Специальное законодательство регулирует общественные отношения, которые возникают при поступлении лица на службу для замещения федеральных гражданских должностей, также при прохождении и прекращении службы.
Конкретные аспекты реализации служебной деятельности получают закрепление в подзаконных нормативных актах, регулирующих деятельность конкретного должностного лица или органа управления, а также в локальных нормативных актах.
Особенности организации федеральной государственной гражданской службы
Эффективность решения задач публичного управления напрямую связана с эффективностью организации гражданской службы, а именно с добросовестностью, ответственностью, профессионализмом служащих, обеспечивающих работу федеральных органов власти и деятельность федеральных должностных лиц.
Таким образом, природа государственной гражданской службы предполагает установление специфических требований к ее организации.
Особенности организации федеральной гражданской службы обусловлены теми базовыми демократическими принципами, на основании которых выстраивается и функционирует государственный механизм. К числу таких принципов относятся:
- приоритет правового статуса личности;
- равная доступность для российских граждан должностей федеральной службы, недопущение дискриминации;
- высокий профессиональный уровень и компетентность лиц, замещающих должности службы;
- открытость и доступность информации относительно функционирования системы гражданской службы и др.
Особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы
Специфика деятельности федеральных гражданских служащих определяется тем обстоятельством, что в своей повседневной деятельности служащие обеспечивают функционирование важнейших элементов системы государственного механизма. Другими словами, действиями федеральных гражданских служащих обеспечивается реализация важнейших полномочий публичного управления на уровне государства. Указанное определяет:
- необходимость установления высоких требований к специальным знаниям и навыкам, личностным характеристикам и деловым качествам лиц, претендующих и замещающих должности службы;
- необходимость регламентации контрольных инструментов, которые обеспечивают противодействие коррупции в системе государственной службы и недопущение злоупотреблений со стороны служащих.
Гарантирование со стороны государства добросовестного исполнения гражданскими служащими своих обязанностей требует регламентации специфических требований в отношении лиц, претендующих и замещающих должности службы. Такие специфические требования определяют особенности прохождения федеральной службы, в том числе:
Повседневная профессиональная трудовая деятельность служащего регламентируется посредством установления специальных требований в регламенте соответствующей должности. Содержание такого регламента составляет установление требований:
- в отношении специальных знаний, профессиональных навыков служащего;
- в отношении правового статуса служащего, то есть его правомочий, обязанностей и той ответственности, которой служащий в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения им служебных полномочий подвергнется;
- в отношении ситуаций по службы, в которых служащий имеет право или в которых на него возлагается обязанность по принятию самостоятельных решений и пр.;
Соответствие служащего в процессе прохождения службы специальным требованиям устанавливается посредством использования специальных оценочных контрольных процедур – аттестации и квалификационного экзамена;
Для противодействия негативным коррупционным явлениям в системе государственной службы законодательством устанавливаются специальные контрольные механизмы в отношении финансов служащего и финансов членов семьи служащего. В соответствии с требованиями специального законодательства о гражданской службе лица, замещающие служебные должности, должны предоставлять информацию относительно собственных доходов, а также имеющегося у них имущества и имущественных обязательств. Кроме того, указанные сведения должны представлять и члены семьи служащего. Контрольные механизмы в отношении финансов позволяют исключить возможность влияния на принятие решения служащим его личных интересов, в том числе исключить принятие таких решений из корыстной заинтересованности. Такое требование к открытости финансового положения также связано с тем, что по роду своей деятельности служащие получают доступ к информации, составляющей охраняемую законом тайну и, соответственно, имеют возможность использовать ее для достижения собственных корыстных целей.