Особенности государственной службы в Китае – это закрепленный национальным законодательством порядок несения государственной службы на территории Китайской Народной Республики, обеспечивающий осуществление государственного управления страной.
Общий подход к государственной службе в Китае
Экономика Китайской Народной Республики за последнее десятилетие совершила существенный скачок в своем развитии, обеспеченный в том числе эффективной системой государственного управления, реализуемой гражданскими государственными служащими, ответственными за проведение социальных и экономических реформ. Система государственной службы Китая находится под влиянием как современных новаций, так и традиций, сложившихся на протяжении столетий развития китайского государства.
Нормативную основу государственной службы в Китае обеспечивает Конституция страны, принятая в 1982 году, закон о государственной гражданской службе, а также система иных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы государственной службы.
Государственные служащие Китая – это персонал, который осуществляет исполнение публичных обязанностей согласно требованиям законодательства, включен в систему кадров государственной администрации и получает заработную плату, а также пособия за счет государственных средств.
Государственная служба Китая включает в себя следующие уровни:
- национальный;
- провинциальный;
- местный.
Таким образом, в стране не существует понятия муниципальной службы.
Система должностей государственной службы в Китае
Китайское законодательство закрепляет порядок поступления на государственную службу. Особенность этого порядка определяется группой должностей, к которой относится та или иная должность государственной службы. Всю совокупность должностей государственной службы можно разделить на две группы:
- во-первых, руководящие должности;
- во-вторых, не руководящие должности.
В системе руководящих должностей государственной службы Китая выделяют ряд уровней, к числу которых относят:
- во-первых, государственный уровень;
- во-вторых, министерский уровень;
- в-третьих, провинциальный уровень;
- в-четвертых, ведомственный уровень;
- в-пятых, уездный уровень;
- в-шестых, городской уровень и так далее.
Каждому уровню руководящих должностей государственной службы присваиваются определенный ранг, так, руководители государственного значения имеют первый ранг государственной службы, заместители руководителей государственного значения имеют 2-4 ранги, руководители министерского и провинциального уровня имеют 4-8 ранги, заместители руководителей провинциального и министерского уровня имеют 6-10 ранги, руководители департаментов имеют 8-13 ранги, их заместители – 10-15 ранги, руководители местного и уездного уровня имеют 12-18 ранги, их заместители – 14-20 ранги, руководители областей – 16-22 ранги, их заместители – 17-24 ранги.
Система рангов не руководящих должностей государственной службы включает в себя инспекторов, которым присваиваются 8-13 ранги, их заместителей, имеющих 10-15 ранги, консультантов, наделяемых 12-18 рангами, их заместителей, имеющих 14-20 ранги, заведующих отделов 16-22 ранга, заместители заведующих отделами, имеющих 17-24 ранги, референтов 18-26 ранга, клерков 19-27 ранга.
Особенности государственной службы в Китае
Государственное регулирование государственной службы в Китае ориентировано на формирование корпуса руководящих государственных служащих и иных государственных служащих, имеющих высокую профессиональную квалификацию, преданных Коммунистической партии Китая, свободных от местнических, клановых и других влияний.
Поступление в систему государственной службы на не руководящие должности осуществляется в соответствии с открытым экзаменом, который проводится на конкурсной основе. Законодательство предусматривает приоритетность принятия на государственную службу представителей национальных меньшинств при прочих равных условиях в рамках государственной службы автономного региона.
Обязанность проведения экзамена возлагается на определенные органы власти в лице Государственной администрации гражданской службы Китая, ее департаментов, действующих на провинциальном и муниципальном уровне. Система отбора государственных служащих представляет интерес, в связи с тем, что представители органов государственной власти, имеющие вакансии в своей структуре, не привлекаются к проведению экзамена, что обеспечивает его объективность.
Информирование населения о наличии вакансий в системе государственной службе осуществляется с помощью объявлений. Прохождение экзамена обеспечивает начало проверки документации, подаваемой претендентом на должность государственной службы. Такая проверка направлена на выяснение соответствия претендента требованиям, предусмотренным законодательством. К государственным служащим Китая предъявляются следующие требования:
- наличие гражданства Китая,
- достижение возраста 18 лет,
- поддержка китайской Конституции,
- наличие высоких моральных качеств,
- здоровье и образование,
- отсутствие судимостей.
Экзамен на должность государственной службы может проводиться в письменной форме или представлять собой устное собеседование. Государственные служащие также подвергаются медицинскому осмотру.
В системе государственной службы Китая предусматривается обучение государственных служащих. Требования необходимости обучения общим навыкам государственной службы, а также специфике службы в конкретном органе власти прописаны законодательно. Обучение также проводится в отношении государственных служащих, перемещенных на иную должность. Также китайское законодательство предусматривает возможность стажировки государственных служащих. Стажировка может проходить на государственных предприятиях, в других органах государственной власти и так далее. Прохождение стажировки призвано обеспечить формирование необходимых компетенций государственного служащего, расширить его кругозор.