Государственное управление в сфере образования в РФ – это специальное направление внутренней политики, опосредующее систему принципов, методов, мероприятий, реализуемых органами общей и специальной компетенции в сфере образования для обеспечения конституционных прав населения на образование, формирование правовой, экономической, финансовой среды для свободного развития системы образования и др.
Правовые основы государственного управления в сфере образования в РФ
Основы правового регулирования сферы образования в стране определяют конституционные гарантии прав российского населения на получение образования, а также положения специального федерального законодательства в сфере образования и соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, а также законов и подзаконных актов регионального уровня.
Правовые основы государственного управления в сфере образования определяют:
- гарантии государства в рассматриваемой сфере;
- механизм осуществления прав личности в сфере образования;
- формирование среды для развития системы образования;
- охрану прав и интересов субъектов отношений в области образования.
В качестве приоритетных задач правового регулирования в рассматриваемой области можно выделить:
- разграничение компетенции в области образования между федеральными, региональными и местными органами публичного управления;
- охрану и обеспечение реализации конституционного права гражданина на получение образования;
- формирование экономической, финансовой, правовой среды для свободного развития образовательной системы страны;
- формирование условий для получения образовательных услуг лицами, которые не имеют гражданства или иностранными гражданами;
- обеспечение гарантий координации интересов субъектов отношений в сфере образования; установление правового статуса субъектов отношений в сфере образования и др.
Основные направления государственного управления в сфере образования в РФ
В соответствии со специальным федеральным законодательством в сфере образования к числу приоритетных направлений государственного управления в рассматриваемой сфере относятся:
- создание системы федеральных региональных и местных органов, связанных эффективными каналами взаимодействия для координации усилий в области образования;
- реализация инструментов стратегического планирования для развития образования в стране;
- разработка и утверждение целевых программ федерального и регионального уровней для прогрессивного развития отечественной системы образования;
- реализация контрольных мероприятий в системе образования;
- разработка методических рекомендации, информационного обеспечения функционирования федеральных, региональных и местных органов, реализующих задачи публичного управления в сфере образования;
- нормативно-правовое регулирование образовательной сферы;
- организация независимого исследования качества образовательных услуг, общественной и общественно-профессиональной аккредитации;
- организация профессионального развития государственных служащих, которые обеспечивают работу федеральных, региональных и местных органов публичного управления в сфере образования, а также организация профессионального развития руководителей и педагогов организации образования в стране.
Характеристика особенностей государственного управления в сфере образования в РФ
Управление образовательной сферой в стране осуществляется не только в рамках государственного управления, то есть на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне местных сообществ.
На федеральном уровне управление реализуется Министерством образования и науки. Названным органом специальной компетенции разрабатываются приоритетные направления развития сферы образования в стране, производится нормативно-правовое регулирование рассматриваемой отрасли.
На уровне субъектов РФ учреждаются и функционируют территориальные органы, которые:
- реализуют единую государственную политику на территории региона;
- организуют координацию региональной системы образования с общегосударственной системой;
- выделяют и направляют ресурсы финансового, технического, организационного характера для развития образования на региональной территории и пр.
На уровне местных сообществ управление образованием осуществляется посредством деятельности муниципальных органов на уровне района или поселения. Прежде всего, муниципальные органы власти:
- формируют среду для получения общего образования на территории местного сообщества;
- проводят мониторинг учебно-воспитательных учреждений;
- регламентируют работу таких учреждений.
Государственное управление в сфере образования реализуется за счет стратегического планирования через реализацию программно-целевого метода, посредством которого приоритетные цели развития системы отечественного образования увязываются с наличествующими ресурсами.
В рамках государственного управления в сфере образования реализуются государственные программы, а также федеральные и региональные целевые программы.
Направления стратегического развития сферы образования в России определяют стратегические документы, предусматривающие комплексное развитие социально-экономической сферы.
Основным элементом государственного управления сферой образования выступает регламентация со стороны государства требований к реализации образовательной деятельности, а также контрольных процедур в отношении соответствия деятельности образовательных организаций таким требованиям.
Отсюда, в систему государственного регулирования сферы образования можно включить следующие процедурные аспекты:
- лицензирование предоставления образовательных услуг;
- аккредитация государством образовательной деятельности;
- государственный мониторинг образовательной деятельности.
Государственное управление сферой образования в РФ представляет собой целенаправленную деятельность федеральных, региональных и местных органов публичного управления общей и специальной компетенции, обеспечивающую эффективное функционирование и развитие системы образования в стране для обеспечения прав населения на образование.